Определение
Аутизм (расстройство аутистического спектра — РАС) — это сложное нейроразвивающее состояние, характеризующееся стойкими нарушениями социальной коммуникации и наличием ограниченных повторяющихся моделей поведения, интересов или активности.
Термин «аутизм» был впервые введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером (Eugen Bleuler) в 1911 г. для обозначения социальной изоляции и эгоцентризма, отмечаемых у пациентов с шизофренией.
В 1943 г. американский психиатр Лео Каннер (Leo Kanner) применил этот термин к группе детей с выраженными нарушениями речи и коммуникации. Он предположил, что самоизоляция и настойчивое стремление к однообразию являются ключевыми диагностическими признаками аутизма.
Независимо от него, в 1944 г. австрийский врач Ганс Аспергер (Hans Asperger) описал детей с социальными нарушениями, но сохраненными когнитивными функциями и языковыми навыками выше среднего. Впоследствии это состояние было выделено как синдром Аспергера.
В 2013 г., с выходом Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th Edition, Text Revision — DSM-5-TR), произошел концептуальный сдвиг:
- понятие «первазивное расстройство развития» было заменено на «расстройство аутистического спектра (РАС)»;
- были объединены подтипы (включая синдром Аспергера и детское дезинтегративное расстройство);
- введена единая диагностическая структура, основанная на 2 основных доменах — дефиците социальной коммуникации и взаимодействия и повторяющихся или ограниченных поведении и интересах.
Эта реформа позволила рассматривать аутизм как спектр, отражающий широкий диапазон клинических проявлений.
Согласно DSM-5-TR, для установления диагноза РАС должны быть выполнены следующие критерии:
- Нарушения социальной коммуникации и взаимодействия (во всех контекстах) — проявляются в настоящее время или в анамнезе и включают:
-
- дефицит социально-эмоционального взаимопонимания (от отсутствия нормального диалога до неспособности инициировать или поддерживать взаимодействие);
- нарушения невербальной коммуникации (нарушенный зрительный контакт, мимика, жесты, интеграция речи и тела);
- трудности в формировании, поддержании и понимании социальных отношений (от проблем с адаптацией поведения в различных контекстах до отсутствия интереса к сверстникам).
- Ограниченные и повторяющиеся формы поведения, интересов или деятельности (как минимум 2 из следующих признаков):
-
- стереотипные движения, манипуляции с предметами или повторяющаяся речь (эхолалия, выкладывание предметов в ряд, специфические фразы);
- ригидность, стремление к однообразию, ритуализированные паттерны поведения (стресс при изменениях, потребность в фиксированном распорядке);
- чрезмерно ограниченные или необычные интересы;
- гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам (реакция на звуки, текстуры, температуру, свет).
- Дополнительные диагностические условия:
-
- симптомы проявляются в раннем детстве, но могут стать очевидными позже, когда социальные требования превышают адаптивные возможности;
- симптомы вызывают клинически значимые нарушения социальной, профессиональной или иной деятельности;
- нарушения не объясняются только интеллектуальной недостаточностью или общей задержкой развития, хотя эти состояния могут сочетаться (Lord C. et al., 2020).
DSM-5-TR также предусматривает использование спецификаторов, описывающих степень тяжести, наличие речевых или интеллектуальных нарушений, связь с генетическими или медицинскими состояниями, а также выявление кататонии.
Частота «аутистических расстройств раннего детства» — 4,5:10 000 детей в возрасте 8–10 лет. Согласно современным данным, совокупная распространенность аутизма составляет 1,01% — в Северной Америке, 0,73% — в Европе и 0,41% — в Азии.
Наиболее высокие показатели РАС зафиксированы в США — 1,12%, Швеции — 0,90%, Дании — 0,73%. Наименьшие значения отмечены в Тайване — 0,11%, Франции — 0,32% и Китае — 0,42%.
Глобальная точечная распространенность РАС повысилась с 0,25% в 1994–1999 гг. до 0,99% в 2015–2019 гг., что, вероятно, отражает улучшение диагностических возможностей, а не истинный рост заболеваемости (Hodis B. et al., 2025).
Причины РАС
РАС представляют собой нейроразвивающие состояния, формирование которых, по современным данным, обусловлено взаимодействием генетической предрасположенности и факторов внешней среды.
Основные предполагаемые механизмы патогенеза включают:
- нарушения иммунной регуляции;
- митохондриальную дисфункцию;
- окислительный стресс;
- изменения микробиоты кишечника;
- гормональные нарушения (Lamanna J. et al., 2024).
Генетические механизмы и модификаторы
РАС является мультигенным и гетерогенным заболеванием, в развитии которого участвуют сотни генов риска.
Ключевые факты:
- высокая наследуемость. Конкордантность РАС у монозиготных близнецов и членов семей подтверждает значительный генетический вклад, оцениваемый в около 50% случаев;
- молекулярная гетерогенность. У лиц с аналогичными генетическими вариантами могут отмечаться существенно разные клинические фенотипы;
- основные классы вовлеченных белков — белки, участвующие в синаптической передаче и формировании синапсов; белки, регулирующие транскрипцию и ремоделирование хроматина;
- вариации количества копий (copy number variations — CNV), включая делеции и дупликации участков 16p11.2 и 15q11–13, диагностируют у около 1% пациентов и объясняют около 10% всех случаев РАС;
- de novo мутации, соматический мозаицизм и эпигенетические изменения также могут обусловливать развитие заболевания;
- гены, регулирующие эпигенетические процессы, вовлечены в предрасположенность к РАС; они связаны с путями синаптической передачи, иммунной регуляции, ионного транспорта и системы гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК);
- половые различия. У женщин частота РАС ниже; возможными объяснениями считаются врожденные нейропротективные механизмы, отличия в клинических проявлениях и более низкая диагностическая выявляемость.
Экологические и перинатальные факторы риска
Несмотря на ведущую роль генетики, важное значение имеют факторы окружающей среды, действующие во внутриутробный и ранний постнатальный периоды.
Достоверно установленные или предполагаемые факторы развития РАС включают:
- инфекционные воздействия во время беременности — краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция, а также лихорадка у матери;
- метаболические нарушения у матери — гестационный сахарный диабет и ожирение;
- применение ингибиторов обратного захвата серотонина (связь ослабевает при контроле психиатрического анамнеза), антибиотиков, противоэпилептических препаратов (в частности вальпроевой кислоты);
- воздействие токсических веществ: фталатов, пестицидов, загрязнителей воздуха, тяжелых металлов (свинца, ртути);
- возраст родителей, особенно отца, и применение вспомогательных репродуктивных технологий;
- дефицит питательных веществ в рационе матери (Wang M. et al., 2025).
Симптомы РАС
Ранние проявления РАС могут быть заметны уже в возрасте младше 2 лет. Наиболее характерные симптомы включают:
- отсутствие реакции на имя к 12 мес;
- отсутствие указательного жеста для выражения интереса к 14 мес;
- отсутствие элементов «притворной игры» к 18 мес.
К общим признакам РАС относят:
- избегание зрительного контакта и предпочтение одиночества;
- трудности с пониманием и выражением эмоций;
- задержка речевого и языкового развития;
- эхолалия (повторение слов и фраз);
- нелогичные или несоответствующие ответы на вопросы;
- выраженная чувствительность к изменениям в рутине;
- ограниченные или навязчивые интересы;
- повторяющиеся движения (стереотипии);
- атипичные реакции на сенсорные стимулы (Hodis B. et al., 2025).
Диагностика РАС
В 2020 г. Американская академия педиатрии (American Academy of Pediatrics — AAP) опубликовала обновленный клинический отчет «Identification, Evaluation, and Management of Children With Autism Spectrum Disorder», в котором представлены современные, основанные на доказательствах, рекомендации по выявлению, оценке и ведению детей с РАС.
Скрининг и раннее выявление
Aмериканская академия педиатрии рекомендует проводить универсальный скрининг всех детей на РАС, поскольку раннее выявление и начало интервенции существенно улучшают прогноз развития. Скрининговые программы позволяют своевременно выявить задержки речи, когнитивного развития и моторных навыков.
Диагностика РАС основывается на идентификации и регистрации поведенческих признаков, соответствующих критериям, изложенным в DSM-5-TR. Врач, прошедший специальную подготовку по диагностике РАС, интегрирует данные анамнеза с объективными клиническими наблюдениями.
Комплексная оценка ребенка с подозрением на РАС должна включать следующие этапы:
- сбор анамнеза — подробный медицинский, социальный и семейный анамнез, включая сведения о недоношенности, перенесенных травмах, воздействии тератогенов, а также семейной предрасположенности к нарушениям развития;
- физикальное обследование — полный медицинский осмотр с оценкой параметров роста, неврологического статуса, а также выявлением дисморфических признаков и кожных проявлений нейрокожных синдромов;
- оценка сенсорных функций — проведение тестов слуха и зрения для исключения сенсорных нарушений, способных имитировать или увеличивать выраженность симптомов РАС;
- структурированное поведенческое наблюдение — наблюдение ребенка, проводимое специалистом, прошедшим подготовку в области диагностики РАС (Lord C. et al., 2020).
Для стандартизации сбора данных могут использоваться валидированные опросники и шкалы:
- опросник социального общения (Social Communication Questionnaire — SCQ);
- шкала социальной реактивности (Social Responsiveness Scale — SRS).
В исследовательских и специализированных клинических условиях могут использоваться более детализированные инструменты, такие как:
- пересмотренный Диагностический опросник аутизма (Autism Diagnostic Interview–Revised — ADI-R);
- график диагностического наблюдения аутизма, 2-е издание (Autism Diagnostic Observation Schedule–2 — ADOS-2);
- шкала оценки аутизма у детей, 2-е издание (Childhood Autism Rating Scale–2 — CARS-2).
В настоящее время специфических лабораторных тестов или методов нейровизуализации, позволяющих достоверно подтвердить диагноз РАС, не существует. Диагноз основывается на клинических критериях и поведенческой оценке.
Согласно рекомендациям AAP (2020), всем детям с установленным диагнозом или подозрением на РАС следует рассмотреть направление к врачу-генетику для проведения генетического обследования.
При наличии соответствующих клинических показаний лечащий врач может назначить следующие исследования:
- анализ аминокислот в плазме крови — для диагностики врожденных нарушений обмена аминокислот;
- определение профиля ацилкарнитинов в плазме крови — для оценки нарушений β-окисления жирных кислот;
- исследования для выявления специфических метаболических нарушений в зависимости от клинической картины;
- оценка функции печени и щитовидной железы — для исключения метаболической и эндокринной патологии, влияющей на развитие центральной нервной системы;
- определение уровня свинца в плазме крови — при подозрении на токсическое воздействие тяжелых металлов;
- определение органических кислот в моче — с целью диагностики органических ацидурий.
Инструментальные методы применяют только при наличии клинических показаний и направлены на исключение сопутствующих неврологических или структурных нарушений.
Нейровизуализация (магнитно-резонансная или компьютерная томография (МРТ или КТ)) показана при:
- атипичном регрессе развития;
- микроцефалии или макроцефалии;
- судорожных припадках;
- отклонениях при неврологическом осмотре;
- подозрении на черепные или структурные аномалии головного мозга (Hodges H. et al., 2020).
Электроэнцефалография (ЭЭГ) проводится при наличии:
- судорожных приступов;
- атипичного регресса развития;
- потери ранее сформированных речевых навыков;
- других неврологических симптомов, предполагающих необходимость в уточнении (Hodis B. et al., 2025).
Дифференциальная диагностика РАС
РАС — это гетерогенная группа нейроразвивающих нарушений со схожими проявлениями, как у ряда других заболеваний, поэтому проведение тщательной дифференциальной диагностики имеет ключевое значение для точного установления диагноза и выбора оптимальной тактики лечения.
Многие наследственные заболевания сопровождаются когнитивными, поведенческими и социальными нарушениями, имитирующими проявления РАС (табл. 1).
| Синдром / заболевание | Основные клинические признаки | Отличительные особенности от РАС |
| Синдром ломкой Х-хромосомы (Fragile X syndrome) | Умственная отсталость, макроорхидизм (увеличение яичек), вытянутое лицо, большие уши, гипермобильность суставов, тревожность, стереотипии | Наличие характерного фенотипа и семейного наследования; подтверждается молекулярно-генетическим анализом (FMR1) |
| Синдром Ретта (Rett syndrome) | Потеря приобретенных навыков, регресс речи, стереотипные движения рук, апраксия, судороги; преимущественно у девочек | Прогрессирующий регресс после нормального развития; подтверждается мутацией MECP2 |
| Синдром Ангельмана (Angelman syndrome) | Задержка психоречевого развития, эпилепсия, атаксия, микроцефалия, частый смех и гиперактивность | Характерный «счастливый» фенотип, выраженные двигательные нарушения; выявляется делеция / мутация UBE3A |
| Синдром Прадера — Вилли (Prader — Willi syndrome) | Гипотония в младенчестве, гиперфагия, ожирение, низкий рост, когнитивные нарушения, поведенческие проблемы | Характерные соматические признаки и эндокринные нарушения; делеция отцовской копии 15q11-q13 |
| Синдром Смита — Магениса (Smith — Magenis syndrome) | Нарушения сна, агрессия, самоповреждения, когнитивный дефицит, брахицефалия | Нарушение цикла сна–бодрствования, аномалии лица и скелета; делеция 17p11.2 |
| Туберозный склероз (Tuberous sclerosis complex) | Судороги, гипопигментированные пятна, ангиофибромы, когнитивные нарушения | Дерматологические и нейровизуализационные признаки (кортикальные туберы); мутации TSC1 / TSC2 |
| Нейрофиброматоз I типа (NF1) | Пятна цвета «кофе с молоком», нейрофибромы, когнитивные нарушения | Кожные проявления и семейный анамнез; мутация NF1 |
| Синдром 22q11.2 делеции (DiGeorge syndrome) | Врожденные пороки сердца, гипоплазия тимуса, гипокальциемия, задержка развития | Иммунодефицит и соматические проявления отличают от РАС; делеция 22q11.2 |
| Синдром дупликации хромосомы 15q11–q13 | Гипотония, гипермобильность суставов, задержка речи и моторики, аутистические черты | Характерная хромосомная дупликация при анализе FISH (флуоресцентная гибридизация in situ) / анализе с помощью полимеразной цепной реакции |
| Синдром Дауна (Down syndrome) | Дисморфические черты, задержка психомоторного развития, врожденные пороки сердца | Узнаваемый фенотип; трисомия 21-й хромосомы при кариотипировании |
| Синдром Нунан (Noonan syndrome) | Низкорослость, врожденные пороки сердца, широкая шея, гипертелоризм | Характерные лицевые черты и кардиологические находки; мутация PTPN11 |
| Синдром Уильямса — Бойрена (Williams — Beuren syndrome) | «Эльфийское» лицо, стеноз аорты, гиперкальциемия, гиперсоциальность, речевая экспрессия при низком IQ | Гиперсоциальное поведение противоположно социальным дефицитам РАС; делеция 7q11.23 |
| Синдром Смита — Лемли — Опица (Smith — Lemli — Opitz syndrome) | Микроцефалия, синдактилия, пороки сердца, умственная отсталость | Метаболические нарушения (↓ 7-дегидрохолестерола); аутосомно-рецессивное наследование |
| Синдром Тимоти (Timothy syndrome) | Синдактилия, удлиненный Q–T-интервал, пороки сердца, когнитивные нарушения | Выраженные кардиологические проявления; мутация CACNA1C |
| Синдром Жубера (Joubert syndrome) | Гипоплазия червя мозжечка, апноэ, атаксия, нистагм, когнитивные нарушения | Нейровизуализационный признак — «знак молярного зуба» на МРТ |
Кроме того, некоторые метаболические нарушения и интоксикации могут проявляться клиническими признаками, напоминающими РАС, такими как:
- отравление тяжелыми металлами (ртутью, свинцом);
- аминоацидурия и другие нарушения обмена аминокислот;
- гипотиреоз;
- воздействие фосфорорганических соединений;
- судорожные расстройства, особенно атипичные.
Согласно DSM-5-TR, некоторые психиатрические расстройства могут проявляться похожими симптомами, как и РАС. Поэтому важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы отличить одно заболевание от другого:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- расстройство интеллектуального развития;
- расстройство речи и социально-прагматическое расстройство;
- селективный мутизм;
- стереотипное двигательное расстройство;
- тревожные расстройства;
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
- шизофрения и другие психотические расстройства;
- расстройства личности;
- расстройства настроения.
Некоторые редкие соматоневрологические и аутоиммунные заболевания также могут проявляться симптомами, напоминающими аутизм:
- нарушения накопления гликогена;
- аутоиммунный энцефалит, включая энцефалит, ассоциированный с антителами к NMDA-рецепторам (Hodis B. et al., 2025).
Поведенческие и психические расстройства, часто связанные с РАС
У лиц с РАС часто отмечаются повышенная раздражительность и проблемное поведение, включая истерики, вспышки гнева, физическую агрессию, самоповреждение или разрушение имущества. Эти проявления отражают трудности эмоциональной саморегуляции, типичные для РАС.
Эмоциональная дисрегуляция и агрессия
Дефицит эмоциональной саморегуляции проявляется в неадаптивных стратегиях управления эмоциями — таких как персеверация (навязчивое повторение мыслей или действий) или подавление эмоций. Это приводит к увеличению выраженности негативных эмоций, в частности гнева и фрустрации, что может провоцировать агрессивное поведение. Кроме того, нарушения социального познания, например, неточная интерпретация намерений других людей или трудности с оценкой социального контекста — могут вызывать агрессию и неадекватные реакции.
Самоповреждающее поведение (СПП)
СПП определяется как преднамеренные действия, приводящие к физическому вреду себе, способные вызвать травму.
К типичным формам СПП относятся:
- удары себя или о предметы;
- щипки и укусы;
- царапины;
- удары головой;
- выдергивание волос.
СПП может носить постоянный или эпизодический характер, быть спонтанным или ситуационно обусловленным (например возникать в ответ на стресс, сенсорную перегрузку или фрустрацию).
К факторам, повышающим риск тяжелой и стойкой формы СПП, относят:
- интеллектуальные нарушения;
- ограниченные коммуникативные навыки;
- снижение адаптивных функций;
- дефицит контроля импульсов;
- расстройства сенсорной обработки;
- хронические нарушения сна.
СДВГ и дефицит исполнительных функций
СДВГ — это нейроразвивающее расстройство, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью и у части пациентов — гиперактивностью. Эти симптомы нередко перекрываются с проявлениями РАС, что затрудняет клиническую дифференциацию между двумя состояниями.
И у лиц с РАС, и у пациентов с СДВГ отмечаются дефициты исполнительных функций и социальных навыков (табл. 2). Исполнительные функции представляют собой систему когнитивного контроля, включающую:
- регуляцию внимания и эмоций;
- планирование и приоритизацию действий;
- принятие решений и прогнозирование последствий;
- гибкость мышления и способность к переключению;
- самоконтроль и торможение импульсов.
Нарушение этих процессов приводит к снижению способности адаптироваться к меняющимся условиям, трудностям в организации деятельности, эмоциональной регуляции и социальном взаимодействии.
| Характеристика | РАС | СДВГ |
| Тип нарушений | Недоразвитие или неуклюжесть социальных навыков; затруднение распознавания социальных сигналов | Невнимание к социальным и невербальным сигналам; импульсивность в общении |
| Мотивация к взаимодействию | Может фиксироваться безразличие или избегание социального контакта | Сохранено стремление к общению, но поведение часто навязчивое и неадекватное ситуации |
| Основной когнитивный дефицит | Нарушение социального познания (дефицит «теории разума») | Дефицит контроля внимания и торможения импульсов |
| Эмоциональная регуляция | Эмоциональная ригидность, трудности адаптации к изменениям | Эмоциональная импульсивность, быстрая фрустрация |
| Профиль исполнительных функций | Нарушения когнитивной гибкости, планирования, предвидения | Нарушения поддержания внимания, рабочего объема памяти, самоконтроля |
Тревожные расстройства при РАС
Тревога определяется как эмоциональное состояние, связанное с ожиданием будущей угрозы, реальной или воображаемой. В отличие от нормальной тревожной реакции, соответствующей возрасту и ситуации, тревожные расстройства характеризуются чрезмерной выраженностью, длительностью и нарушением повседневного функционирования.
В 1943 г. Лео Каннер (Leo Kanner) описал повышенную тревожность у лиц с аутизмом, которая развивается при непредсказуемых изменениях в окружающей среде, распорядке или событиях. Он отмечал, что подобное поведение связано с сильным стремлением к однообразию и устойчивостью к переменам. Ригидность и трудности адаптации обусловлены обсессивными и персеверативными чертами, характерными для аутизма.
Ригидные формы поведения могут проявляться в виде вербальных ритуалов, компульсивных действий (например упорядочивания предметов), ограниченных предпочтений (например употребление пищи только определенного цвета). Попытки нарушить эти паттерны часто приводят к выраженному тревожному дистрессу.
Среди тревожных расстройств, выявляемых у больных РАС, наиболее распространены:
- специфические фобии;
- генерализованное тревожное расстройство;
- реже — социальное тревожное расстройство и тревожное расстройство разлуки.
У детей с РАС выраженность тревожных реакций часто увеличивается при сенсорной перегрузке — чрезмерных звуковых, зрительных или тактильных раздражителях. В таких ситуациях проявляются эмоциональные и поведенческие трудности, включая агрессию, плач, самоизоляцию или стереотипии (Genovese A. et al., 2023).
Повторяющееся поведение и ОКР
Повторяющееся поведение при РАС может проявляться в различных формах:
- повторяющиеся вокализации — повторение одних и тех же звуков, слов или фраз (эхолалия);
- фиксация на узких интересах — интенсивная увлеченность конкретными темами, объектами или занятиями;
- ригидное следование распорядку — настойчивое требование однообразия в повседневной жизни, сопротивление изменениям;
- сенсомоторные стереотипии — раскачивание тела, вращение предметов, взмахи руками, повторяющиеся движения;
- повторение действий или стимулов (например просмотр одного и того же видео, прослушивание одной песни).
Такое поведение, как правило, выполняет саморегуляционную функцию, помогает справляться с тревогой, сенсорной перегрузкой или неопределенностью и не воспринимается самим человеком как нежелательное.
ОКР характеризуется обсессиями и компульсиями, направленными на уменьшение выраженности тревоги. Обсессии — это навязчивые, часто тревожные мысли, образы или побуждения, вызывающие дистресс (например страх загрязнения, болезни, морального проступка). Компульсии — ритуалы (мытье рук, проверка, счет, выстраивание предметов), выполняемые для уменьшения выраженности тревоги, вызванной обсессиями (табл. 3).
| Характеристика | РАС | ОКР |
| Основная мотивация | Саморегуляция, снятие сенсорного или эмоционального напряжения | Уменьшение выраженности тревоги, вызванной навязчивыми мыслями |
| Субъективное восприятие | Поведение воспринимается как приятное, успокаивающее, желаемое | Поведение воспринимается как нежелательное, тягостное, вызывающее стресс |
| Природа мыслей | Отсутствие навязчивых мыслей; поведение не обусловлено мысленной тревогой | Наличие навязчивых, тревожных мыслей (обсессий), провоцирующих действия |
| Реакция на прерывание поведения | Может вызвать тревогу, раздражительность, истерику | Увеличение выраженности тревоги и навязчивых мыслей |
| Типичные формы | Стереотипии, ритуалы, повторение звуков, движений, тем | Мытье, проверка, счет, симметрия, ритуалы очищения |
| Функция поведения | Сенсорная, коммуникативная, саморегуляционная | Тревожная, защитная, ритуальная |
| Возраст начала | Раннее детство | Обычно подростковый или взрослый возраст |
| Отношение к поведению | Осознанное и принимаемое | Осознается как избыточное и мешающее |
Депрессия и биполярные расстройства у лиц с РАС
Большое депрессивное расстройство (БДР) характеризуется:
- подавленным или раздражительным настроением;
- потерей интереса или удовольствия от ранее приятных занятий;
- соматическими и тревожными симптомами, продолжающимися не менее 2 нед.
Согласно результатам исследования:
- лица молодого возраста с РАС имеют двукратное повышение риска БДР по сравнению с общей популяцией;
- РАС без интеллектуальной инвалидности ассоциируется с повышенным уровнем депрессии в молодом возрасте;
- диагностика БДР у лиц с РАС осложнена совпадением симптомов депрессии и особенностей аутизма, а также отсутствием валидных инструментов оценки.
Биполярное аффективное расстройство (БАР) подразделяется на:
- БАР I типа — включает маниакальные и депрессивные эпизоды; возможны рецидивы и психотические симптомы;
- БАР II типа — гипомания и эпизоды БДР, менее тяжелое течение (табл. 4) (Genovese A. et al., 2023).
| Характеристика | РАС | БДР | Биполярное аффективное расстройство (БАР) |
| Настроение | Вариабельное, может быть раздражительным; особенности эмоциональной регуляции | Подавленное или раздражительное | Эпизоды мании / гипомании и депрессии |
| Энергия и активность | Может проявляться чрезмерной пассивностью или стереотипными действиями | Снижение энергии и интереса к деятельности | Чередование повышенной активности (мания/гипомания) и пониженной активности (депрессия) |
| Сон и аппетит | Нарушения сна фиксируются часто, но вариабельны | Нарушения сна, изменения аппетита | Сон и аппетит могут резко меняться между эпизодами мании и депрессии |
| Когнитивные функции | Дефицит исполнительных функций, внимание и социальные навыки | Снижение концентрации, пессимистические мысли | Импульсивность и повышенная активность при мании; снижение внимательности при депрессии |
| Проявления при РАС | Поведенческие особенности могут маскировать психические расстройства | Симптомы депрессии могут совпадать с чертами РАС, осложняя диагностику | Нетипичные проявления, риск ошибочной диагностики как шизофрении |
| Триггеры / факторы риска | Сенсорная перегрузка, изменения в рутине | Социальная изоляция, стресс | Генетическая предрасположенность, семейный анамнез РАС |
| Отношение к симптомам | Часто не воспринимаются как патологические | Вызывают страдание и снижение функциональности | Эпизоды сильно влияют на жизнь, но мания может восприниматься как норма самим пациентом |
Лечение РАС
Для оптимизации взаимодействия в клинической практике предлагается использовать модель SPACE, которая отражает ключевые потребности людей с аутизмом:
- S — Sensory (сенсорность): минимизация сенсорных перегрузок в медучреждениях (света, шума, прикосновений);
- P — Predictability (предсказуемость): необходимость четкой структуры, расписания, объяснения предстоящих процедур;
- A — Acceptance (принятие): уважение нейроразличий, отказ от стереотипов, создание поддерживающей среды;
- C — Communication (коммуникация): адаптация способов общения (возможность писать, использовать устройства или визуальные материалы);
- E — Empathy (эмпатия): признание индивидуальных эмоциональных реакций, в том числе гиперэмпатии.
РАС — сложное нейроразвивающее состояние, требующее индивидуального и междисциплинарного подхода к диагностике, лечению и поддержке. При планировании терапии необходимо учитывать возраст, когнитивные особенности, уровень адаптации, а также сильные и слабые стороны каждого ребенка или взрослого пациента.
Эмпирически обоснованные методы вмешательства
В научной литературе описано 28 методов вмешательства, соответствующих критериям доказательной практики и направленных на достижение 13 категорий результатов в 3 возрастных группах (дошкольной, школьной и подростково-молодежной).
Наиболее распространенные и эффективные из них включают:
- вмешательства, основанные на предшествующих событиях (Antecedent-based interventions) — модификация среды и условий, предшествующих поведению;
- альтернативная и вспомогательная коммуникация (Augmentative and Alternative Communication) — использование жестов, карточек PECS (Picture Exchange Communication System — коммуникационная система обмена картинками), коммуникаторов;
- когнитивно-поведенческие стратегии (Cognitive Behavioral Intervention) — обучение навыкам саморегуляции и распознаванию эмоций;
- функциональная поведенческая оценка (Functional Behavioral Assessment) — выявление причин проблемного поведения и разработка целенаправленного плана вмешательства;
- обучение по отдельным пробам (Discrete Trial Training) — структурированное обучение с пошаговым закреплением навыков;
- моделирование и видеомоделирование (Modeling / Video Modeling) — демонстрация целевого поведения для последующего подражания;
- естественное обучение (Naturalistic Intervention) — развитие навыков в естественных контекстах взаимодействия;
- обучение с участием сверстников (Peer-mediated Instruction and Intervention) — вовлечение сверстников в обучение социальным и коммуникативным навыкам;
- вмешательства, осуществляемые родителями (Parent-implemented Intervention) — активное участие родителей в реализации терапевтических стратегий;
- сенсорная интеграция (Sensory Integration Therapy) — использование сенсорных стимулов для улучшения регуляции и поведения;
- социальные нарративы и тренинг социальных навыков (Social Narratives / Social Skills Training) — развитие социальных и коммуникативных компетенций;
- самоуправление (Self-Management) — обучение самостоятельному контролю и оценке поведения;
- визуальная поддержка (Visual Supports) — использование расписаний, схем и пиктограмм для структурирования деятельности.
Медикаментозное лечение
На сегодня не существует лекарственных средств, способных устранить основные симптомы РАС, такие как дефицит социального взаимодействия, нарушение коммуникации и стереотипное поведение. Фармакотерапия применяется исключительно для коррекции сопутствующих симптомов и поведенческих проблем, которые не поддаются немедикаментозным методам лечения.
При изменении поведения у пациентов с РАС необходимо в первую очередь исключить соматические причины, способные вызывать боль или дискомфорт, включая:
- зубную боль;
- гастроэзофагеальный рефлюкс;
- средний отит;
- ортопедические травмы или переломы.
Согласно данным эпидемиологических исследований, у 70–90% детей и подростков с РАС диагностируют психиатрические сопутствующие расстройства:
- СДВГ;
- тревожные расстройства;
- ОКР;
- расстройства настроения;
- расстройства поведения.
Фармакотерапия в этих случаях направлена на коррекцию вторичных симптомов, таких как гиперактивность, импульсивность, тревожность, раздражительность и агрессия.
Применение лекарственных средств может быть обосновано, если:
- поведенческие вмешательства оказываются неэффективными;
- отмечаются тяжелые формы агрессии, СПП, деструктивных реакций или выраженная лабильность настроения;
- отмечаются значимые нарушения сна;
- проведено лечение возможных соматических причин поведения (табл. 5) (Hodis B. et al., 2025).
| Целевые симптомы | Препараты выбора / группы |
| Гиперактивность, импульсивность, невнимательность, отвлекаемость | Психостимуляторы (метилфенидат), атомоксетин, α₂-агонисты (клонидин, гуанфацин), атипичные антипсихотики |
| Раздражительность и тяжелое деструктивное поведение (агрессия, самоповреждение, порча имущества) | Атипичные антипсихотические препараты (рисперидон, арипипразол), α₂-агонисты (клонидин, гуанфацин), ингибиторы обратного захвата серотонина (ИОЗС), вальпроевая кислота, венлафаксин |
| Повторяющееся и стереотипное поведение | Атипичные антипсихотики, вальпроевая кислота, ИОЗС |
| Тревожность и депрессия | ИОЗС (флуоксетин, сертралин и др.), α₂-агонисты (клонидин, гуанфацин), атипичные антипсихотики |
Осложнения РАС
Согласно результатам исследований, примерно у 74% лиц с аутизмом диагностируют как минимум 1 сопутствующее заболевание. При этом клиническая картина может быть атипичной, что осложняет своевременное распознавание и лечение других диагнозов.
К числу наиболее распространенных сопутствующих состояний у пациентов с РАС относятся:
- нарушения сна (бессонница, фрагментированный сон, синдром задержки фазы сна);
- неврологические заболевания, эпилепсия, макроцефалия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, мигрень / головная боль, врожденные аномалии центральной нервной системы (ЦНС);
- метаболические и соматические расстройства, в частности ожирение;
- психиатрические коморбидности — СДВГ, тревожные и аффективные расстройства, ОКР;
- расстройства поведения и функций выделения — энкопрез, энурез, отказ от пищи, самоповреждение, агрессия;
- когнитивные нарушения — около 30% детей с РАС имеют интеллектуальные расстройства, и примерно у 30% фиксируется минимальная вербальная активность (Lord C. et al., 2020).
Деструктивные формы поведения (бродяжничество, истерики, агрессия, самоповреждение) могут существенно осложнять адаптацию и повседневную жизнь лиц с РАС, повышая потребность в комплексной медицинской, психологической и социальной поддержке (Hodis B. et al., 2025).
Профилактика РАС
На сегодня нет гарантированных способов полностью предотвратить развитие РАС. Однако существуют меры снижения риска и ранней поддержки, которые помогают улучшить прогноз ребенка.
Профилактические меры:
- пройти генетическое консультирование при планировании беременности, особенно если в семье уже есть случаи РАС;
- избегать токсичных воздействий в период беременности (алкоголя, курения, наркотиков);
- следить за адекватным питанием беременной — в частности достаточным уровнем фолиевой кислоты, витамина D и йода;
- в период беременности — регулярное наблюдение у врача, контроль за хроническими заболеваниями (например сахарным диабетом, гипотиреозом); избегать инфекций (особенно краснухи, цитомегаловируса, токсоплазмоза), минимизировать стрессы и переутомление;
- после рождения ребенка — защита от инфекций и токсинов (например свинца, пестицидов, тяжелых металлов); своевременная вакцинация (нет доказательств связи вакцинации и развития РАС); полноценное питание и спокойная среда; избегание чрезмерного использования гаджетов в первые 2–3 года жизни;
- ранняя диагностика РАС — мониторинг речевых и социальных навыков ребенка; если в возрасте 12–24 мес есть признаки (не реагирует на имя, не показывает пальцем, не смотрит в глаза) — обратиться к детскому неврологу или психологу; начать ранние программы коррекции поведения, логопедическую и сенсорную терапию;
- обеспечить спокойную, стабильную семейную атмосферу; постоянную эмоциональную поддержку, контакт, игры, чтение, общение с ребенком.
Прогноз РАС
Семьи и родители детей с РАС часто сталкиваются с эмоциональными, социальными и финансовыми трудностями. Риск РАС выше среди братьев и сестер, особенно у монозиготных близнецов.
Благоприятные прогностические факторы:
- более высокие когнитивные способности в возрасте около 2 лет;
- участие в программах раннего вмешательства;
- снижение частоты повторяющегося поведения;
- повышение коэффициента вербального интеллекта по результатам тестирования;
- наличие устойчивой поддержки со стороны семьи и общества.
Неблагоприятные прогностические факторы — нарушения исполнительных функций, включая дефицит планирования, рабочей памяти и контроля импульсов, связаны с более сложными исходами.
Пациенты с РАС имеют значительно повышенный риск летального исхода, включая аналогичный риск суицида, что подчеркивает необходимость системного наблюдения и комплексной поддержки на всех этапах жизни (Hodis B. et al., 2025).