СТ — это хроническое нервно-психическое множественное моторное и голосовое тиковое расстройство. Для СТ характерны внезапные, быстрые, повторяющиеся, неритмичные и стереотипные движения и/или вокализации.
Распространенность СТ у детей составляет 0,3–0,8%. Соотношение мужчин и женщин 4,4:1. Тики обычно возникают в возрасте 7 лет, их частота может повышаться и снижаться.
СТ часто осложняется наличием одного или нескольких сопутствующих психических расстройств, в частности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивного расстройства или поведения (ОКР/ОКП), расстройства контроля импульсов (РКИ) и/или расстройства настроения, нарушением сна, обучаемости, сенсорной обработки. Тяжесть симптомов варьирует у разных пациентов, и у многих тики постепенно становятся менее выраженными в подростковом возрасте, и большинство из них исчезают в раннем взрослом возрасте (Wenying X. et al., 2020).
В большинстве случаев причиной СТ является нарушение на генном уровне. СТ — аутосомно-доминантное заболевание.
У около 1 из 20 детей с СТ причиной заболевания могут быть нарушения в период беременности женщины, низкая масса тела ребенка при рождении, травма головы, отравление угарным газом или воспаление головного мозга у ребенка.
Кроме того, СТ связан с дисфункцией многих нейромедиаторных систем, особенно дофаминергической системы. Согласно результатам исследований выдвинуты 4 гипотезы о дисфункции дофамина при СТ:
Помимо дисфункции дофаминергической системы, высказаны предположения о дисбалансе в других нейромедиаторных системах, включая серотонинергическую, норадренергическую, глутаматергическую, ГАМК-ергическую, холинергическую, гистаминергическую, эндоканнабиноидную и опиоидную системы (Roessner V. et al., 2022).
При СТ пациент может испытывать простые или сложные моторные тики.
Простые тики — это внезапные, краткие движения, которые повторяются и задействующие несколько групп мышц. Они отмечаются чаще и в большинстве случаев предшествуют сложным.
К простым моторным тикам относят:
К простым голосовым тикам относят:
Сложные тики — это отдельные скоординированные движения, в которых участвуют несколько групп мышц в разных частях тела.
К сложным моторным тикам относят:
К сложным вокальным тикам относят повторение собственных или чужих слов или фраз, эхолалию; использование вульгарных, нецензурных или матерных слов (копролалия).
При некоторых тиках пациент может ударить себя по лицу, может почувствовать, что ему нужно завершить тик определенным образом или определенное количество раз.
Факторы, которые усиливают тики, — волнение или тревога, узкий воротник. Факторы, которые уменьшают тики, — спокойная, сосредоточенная деятельность.
Хотя симптомы СТ нежелательные и непреднамеренные, некоторые пациенты могут подавлять или контролировать свои тики. Однако при нарастании напряжения при подавлении тиков возможен обратный эффект.
Врач может диагностировать СТ на основе клинических данных:
При оценке тиков целесообразно использовать данные нескольких информантов и сочетать прямое наблюдение (как дома, так и в школьной/рабочей среде), анамнез и если возможно, собирать видеоданные. Более того, мобильные приложения, такие как TicTimer, помогают измерять тики более объективным способом.
Общество двигательных расстройств рекомендует 5 шкал для оценки тиков, включая тяжесть, нарушение и предупредительные позывы:
Другие «рекомендуемые» 6 шкал:
В редких случаях необходимо провести нейровизуализирующие исследования для дифференциальной диагностики, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Современные методы лечения СТ в основном включают поведенческие вмешательства и фармакотерапию. Однако для некоторых пациентов СТ является тяжелым и хроническим заболеванием, которое не поддается обычному фармакологическому или поведенческому лечению.
У некоторых пациентов развивается «злокачественный СТ», что может привести к госпитализации и/или самоповреждающему поведению (например шейная миелопатия, переломы костей, отслойка сетчатки).
Для лечения рефрактерных симптомов у пациентов с СТ применяются глубокая стимуляция мозга, аблятивные нейрохирургические процедуры (Wenying X. et al., 2020).
При тикозных расстройствах у детей и взрослых в качестве вмешательства первой линии рекомендована поведенческая терапия. Тики можно подавлять на различный период времени. На проявление тиков, помимо их нейробиологического происхождения, влияют контекстуальные факторы (восприятие предупредительных побуждений и других внутренних (например эмоциональных) состояний и непредвиденных обстоятельств окружающей среды (например конкретных ситуаций или действий, факторов, вызывающих стресс, социальных реакций)).
Психообразование означает четкий обмен понятной, актуальной информацией о симптомах, причине, прогнозе, потенциальном ведении, лечении и ежедневном опыте заболевания.
ТИП включает тренировку осознанности (повышение осведомленности о проявлении тиков и связанных с ними предупредительных позывах), тренировку конкурирующих реакций, при которой выявляются и применяются физически несовместимые реакции, предотвращающие проявление тиков. При ТИП каждый тик лечат индивидуально — тик подвергается тренировке осознанности, в ходе которой пациент учится определять момент возникновения тика, а также сигналы, которые ему предшествуют. Как только пациент хорошо осознает тик и может предсказать его возникновение, начинается тренировка конкурирующих реакций (включает выбор и последующую реализацию физически несовместимого поведения, предназначенного для предотвращения возникновения тиков).
КПBT представляет собой расширенную версию ТИП и дополнительно включает обучение релаксации, управление непредвиденными обстоятельствами и вмешательства, основанные на функциональном анализе, для воздействия на контекстуальные факторы, влияющие на выражение тиков.
ПВР — индивидуальная практика подавления тиков в течение длительных периодов (предотвращение реакции) с постепенным увеличением воздействия предупредительных побуждений и факторов окружающей среды (например ситуаций и действий), которые могут вызвать тики, с целью повышения толерантности к побуждениям и, таким образом, уменьшить выраженность тиков. В отличие от TИП, необходимо создавать иерархию тиков и работать со всеми тиками одновременно.
При ПВP пациента сначала обучают усиливать подавление тиков. Для регистрации времени подавления тиков используется секундомер, и пациент мотивируется побить свой рекорд в каждом новом испытании. На следующем этапе воздействие оптимизируется путем сосредоточения внимания на предупредительных побуждениях, воздействии раздражителей, которые вызывают тики, и практики в различных ситуациях и видах деятельности. При этом пациенту советуют продолжать сопротивляться всем тикам. Помимо обучения во время сеанса пациенту рекомендуется продолжать практиковать ПВP самостоятельно между сеансами (Andrén P. et al., 2022).
В лечении СТ применяют:
Жизнь с СТ может вызывать чувство одиночества и изоляции у пациента. Неспособность контролировать свои тики может вызвать депрессию и другие расстройства.