Київ

Микроцефалия

Содержание

Микроцефалия (происходит от греческих слов μικρός — «маленький», и κεφαλή — «голова») — это неонатальная мальформация, характеризующаяся значительным недоразвитием черепа и, соответственно, головного мозга. Микроцефалия сопровождается целым комплексом функциональных нарушений, среди которых наиболее выражены умственная отсталость различной степени тяжести, эпилептический синдром, двигательные расстройства и др.

Ключевой признак микроцефалии — аномально малый размер черепа, который значительно меньше среднестатистических показателей для соответствующего возраста и пола ребенка. Патология часто сопровождается преждевременным закрытием черепных швов (краниосиностозом) и ранним закрытием родничка, что ограничивает нормальный рост и развитие головного мозга.

Микроцефалия может быть как изолированным состоянием, так и частью более сложных генетических синдромов или последствием воздействия внешних факторов во время внутриутробного развития.

По статистике, микроцефалия диагностируется относительно редко — около 1:6–8 тыс. новорожденных детей. Заболевание не имеет гендерной предрасположенности и фиксируется с одинаковой частотой как среди мальчиков, так и среди девочек.

Причины микроцефалии

Инициировать эту мальформацию могут различные этиологические факторы (табл. 1).

Таблица 1. Значимые этиологические факторы в развитии микроцефалии.
Факторы Описание
Генетические Исследователи выявили более 25 генов, мутации в которых способны повлиять на развитие и рост костей черепа и головного мозга. Такие мутации могут передаваться по наследству от родителей или развиваться спонтанно в процессе эмбрионального развития.
Хромосомные аномалии Нарушения структуры или количества хромосом, которые вызывают развитие микроцефалии. Возможные хромосомные аномалии:

  • трисомии — наличие дополнительной хромосомы;
  • моносомии — отсутствие одной из хромосом;
  • делеции — потеря участка хромосомы;
  • дупликации — удвоение участка хромосомы.

Наиболее известная трисомия — синдром Дауна — часто сопровождается недоразвитием черепа.

Нарушения формирования нервной трубки Аномалии возникают на ранних стадиях эмбрионального развития, когда нервная трубка — предшественник центральной нервной системы — не закрывается должным образом.
Анэнцефалия Тяжелый порок развития нервной системы, при котором отсутствует большая часть головного мозга и костей черепа. Анэнцефалия — одна из самых серьезных форм нарушения формирования нервной трубки и всегда сопровождается микроцефалией. У плода обычно сохраняется только ствол головного мозга. Большинство детей с анэнцефалией рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения.
Энцефалоцеле Врожденный дефект, при котором часть мозговой ткани и оболочек головного мозга выпячивается из полости черепа.
Голопрозэнцефалия Сложный порок развития головного мозга, при котором передний мозг эмбриона не разделяется на два полушария.
Нарушение клеточной миграции Группа нарушений развития нервной системы, возникающих в результате аномального перемещения нейронов в процессе формирования коры головного мозга. В норме нейроны мигрируют из зоны их образования в конечное место расположения в коре. Нарушения процесса миграции сопровождается различными аномалиями структуры головного мозга, включая микроцефалию.
Инфекционные Включают широкий спектр патогенов, способных преодолеть плацентарный барьер. Наиболее известными из них являются возбудители, входящие в группу TORCH:

Потенциально опасными возбудителями также являются:

Инфекционные агенты:

  • вызывают прямое повреждение нейронов;
  • нарушают процессы клеточного деления и миграции;
  • провоцируют воспалительные реакции в головном мозге плода.
Токсические Воздействие различных химических веществ и некоторых групп лекарственных препаратов нарушает процессы нейрогенеза, синаптогенеза и миелинизации, что негативно влияет на объем головного мозга. Степень поражения зависит от дозы, длительности воздействия и стадии внутриутробного развития.

Основные токсические соединения:

  • алкоголь;
  • наркотические вещества;
  • противоэпилептические препараты (например вальпроевая кислота);
  • тяжелые металлы (ртуть, свинец).
Сосудистые Возможные нарушения кровоснабжения головного мозга плода или новорожденного могут возникать вследствие тромбоза, эмболии, аномалий развития сосудов мозга или нарушений системного кровообращения у матери.

Развивающаяся гипоксия и ишемия мозговой ткани вызывает гибель нейронов и нарушение нормального развития головного мозга.

Факторы риска:

  • тромбофилические состояния у матери;
  • преэклампсия;
  • плацентарная недостаточность;
  • врожденные пороки сердца у плода.
Перинатальные Возникают в период непосредственно перед родами, во время родов и в первые дни после рождения. К ним относятся:

  • механические травмы во время родов;
  • метаболические нарушения;
  • инфекции;
  • другие патологические состояния.
Внутричерепное кровоизлияние Осложнение, чаще отмечающееся у недоношенных детей. Наиболее опасны кровоизлияния в паренхиму головного мозга и внутрижелудочковые кровоизлияния высокой степени. Они становятся причиной разрушения мозговой ткани, нарушения циркуляции спинномозговой жидкости и развития гидроцефалии.
Системные заболевания в постнатальный период Широкая группа заболеваний, негативно влияющих на развитие головного мозга после рождения:

  • эндокринные нарушения (например врожденный гипотиреоз);
  • метаболические расстройства (фенилкетонурия и др.);
  • митохондриальные заболевания;
  • тяжелые формы анемии;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • тяжелые формы мальнутриции.

Классификация

Классификация патологии основывается на различных критериях (табл. 2):

  • время возникновения;
  • этиологические факторы;
  • степень тяжести;
  • сочетание с другими пороками развития.
Критерий Форма микроцефалии
Время возникновения
  • Первичная — характеризуется генетической детерминированностью и проявляется уже при рождении ребенка. При аутосомно-рецессивном типе наследования оба родителя являются носителями патологического гена, но фенотипически здоровы. Вероятность рождения больного ребенка в таких семьях составляет 25%. При аутосомно-доминантном типе наследования достаточно получить измененные гены от одного из родителей, чтобы развилось заболевание. В случае Х-сцепленного наследования преимущественно болеют мальчики, получившие патологический ген от матери-носительницы. В рамках первичной микроцефалии выделяют несколько генетических подтипов, обусловленных мутациями в различных генах:
    • I — связан с мутацией в гене, участвующем в регуляции клеточного цикла и репарации ДНК;
    • II — обусловлен мутацией в гене WDR62, влияющей на процессы нейрогенеза;
    • III — XXV — редкие подтипы патологии, также связаны с различными генетическими дефектами;
  • вторичная — подразделяется на 2 формы:
    • синдромальная — является частью различных генетических синдромов (например синдрома Дауна). В таких случаях уменьшение размеров головного мозга сочетается с другими характерными признаками соответствующего синдрома;
    • эмбриопатическая — развивается в результате воздействия повреждающих факторов в период внутриутробного развития.
Этиология В зависимости от этиологического фактора эмбриопатическая микроцефалия может быть подразделена на:

  • инфекционную — при внутриутробном инфицировании;
  • токсическую — при воздействии алкоголя, наркотических веществ, некоторых лекарственных препаратов;
  • радиационную — при воздействии ионизирующего излучения;
  • метаболическую — связанную с нарушениями обмена веществ у матери.
Степень тяжести
  • Легкая — окружность головы меньше возрастной нормы на 2–3 стандартных отклонения;
  • умеренная — окружность головы меньше возрастной нормы на 3–4 стандартных отклонения;
  • тяжелая — окружность головы меньше возрастной нормы более чем на 4 стандартных отклонения.
Сочетание с другими аномалиями развития
  • Изолированная микроцефалия — уменьшение размеров черепа и объема головного мозга является единственным пороком развития;
  • сочетанная — имеются другие врожденные пороки развития.

Клиническая картина

Основные симптомы микроцефалии:

  • меньший размер головы больного ребенка по сравнению со сверстниками или нормативными показателями для соответствующего возраста. Отклонение часто становится очевидным уже в первые месяцы жизни, когда родители замечают, что голова малыша выглядит непропорционально маленькой по отношению к телу или не растет так быстро, как ожидалось;
  • задержка психоречевого развития — родители отмечают, что ребенок отстает от сверстников в освоении речевых навыков, что проявляется в позднем появлении гуления, лепета, первых слов, а в дальнейшем — в значительном ограничении словарного запаса и способности формировать предложения. Задержка речевого развития часто сопровождается трудностями в понимании обращенной речи, что создает дополнительные барьеры в общении и обучении;
  • снижение когнитивных функций — у ребенка снижены способности к мышлению, запоминанию и концентрации внимания по сравнению со сверстниками. У него возникают трудности с решением простых задач, запоминанием информации, следованием инструкциям или удержанием внимания на определенной деятельности в течение необходимого времени;
  • поведенческие особенности — расторможенность, проявляющаяся в повышенной импульсивности, трудностях с самоконтролем и регуляцией поведения, неусидчивость, выражающаяся в неспособности концентрироваться на одном занятии в течение длительного времени.

Диагностика микроцефалии

Диагностический алгоритм при подозрении на микроцефалию включает:

  • сбор анамнеза и жалоб — особое внимание следует уделить:
    • перинатальному периоду, так как он часто бывает отягощен различными неблагоприятными факторами (инфекционными болезнями, токсикозами, угрозой прерывания и др.);
    • проблемам во время родов (асфиксия, родовая травма);
    • осложнениям в ранний неонатальный период;
  • измерение окружности головы — выполняется с помощью гибкой сантиметровой ленты, которую располагают вокруг головы ребенка, проходя через лобные бугры спереди и наиболее выступающую точку затылка сзади. Полученное значение сравнивается со стандартными показателями, учитывающими пол и гестационный возраст ребенка. Окружность головы при микроцефалии обычно находится на уровне 2 или более стандартных отклонений ниже среднего значения;
  • внешний осмотр — определяются:
    • характерная форма черепа со скошенным лбом (результат недоразвития лобных долей головного мозга), уплощенным затылком;
    • диспропорция между лицевым и мозговым отделами черепа — лицевой отдел выглядит относительно нормальным или даже увеличенным по сравнению со значительно уменьшенным мозговым отделом;
    • большие выступающие уши — следует отметить, что сами уши обычно имеют нормальный размер и строение, и их «выступание» является лишь следствием общей диспропорции черепа;
  • неврологическое обследование — характерны:
    • изменения мышечного тонуса — гипер- или гипотонус, в некоторых случаях — смешанный тип нарушения тонуса, когда в разных группах мышц отмечаются различные изменения;
    • спастические парезы — повышенный мышечный тонус и ограничение произвольных движений в конечностях. Иногда проявляется в виде гемипареза (поражение одной половины тела) или тетрапареза (поражение всех конечностей);
    • эпилептические приступы — варьируют от легкого абсанса до тяжелых генерализованных тонико-клонических судорог;
    • умственная отсталость — от легкой задержки психического развития до тяжелого нарушения когнитивных функций;
    • расстройства координации движений — проявляются в виде атаксии, тремора, или общей неловкости при выполнении целенаправленных движений;
    • косоглазие — может быть сходящимся, расходящимся и часто сопровождается нарушениями зрения;
  • серологические тесты для исключения внутриутробных инфекций;
  • генетическое тестирование — может выявить хромосомные аномалии или специфические мутации генов, связанные с микроцефалией;
  • ультразвуковое исследование (УЗИ) — является основным инструментом для пренатального подтверждения диагноза микроцефалии. При проведении УЗИ врач измеряет бипариетальный, лобно-затылочный размер головы плода и окружность головы, сравнивая с нормативными показателями для соответствующего гестационного возраста;
  • допплерометрия сосудов головного мозга плода для оценки кровотока и выявления возможной ишемии нервной ткани;
  • амниоцентез или хорионбиопсия для проведения хромосомного анализа и выявления возможных генетических причин микроцефалии;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) — обладает более высоким разрешением и контрастностью по сравнению с ультразвуковыми методами исследования, что позволяет получить более точную информацию о развитии коры головного мозга, белого вещества, желудочковой системы и других структур. МРТ также широко используется в постнатальной диагностике микроцефалии;
  • компьютерная томография (КТ) — альтернативный метод визуализации для постнатальной диагностики. Он помогает в оценке состояния костей черепа, выявлении раннего закрытия черепных швов (краниосиностоза), кальцификатов в мозговой ткани;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — используют для оценки электрической активности головного мозга и выявления эпилептиформной активности;
  • офтальмологическое обследование — позволяет определить возможные аномалии развития глаз и зрительные нарушения;
  • аудиологическое тестирование — выполняют для оценки слуховой функции.

Лечение

В лечении детей с микроцефалией можно выделить несколько ключевых целей:

  • стимуляция когнитивного развития — интенсификация умственных процессов ребенка (улучшение памяти, внимания, мышления, восприятия);
  • обогащение лексического запаса — расширение пассивного (слова, которые ребенок понимает) и активного (слова, которые ребенок использует в речи) словарного запаса;
  • модификация поведенческих паттернов — улучшение социальной адаптации и взаимодействия с окружающими;
  • нормализация эмоционального состояния — повышение общего эмоционального тонуса и настроения ребенка;
  • совершенствование моторных навыков — улучшение крупной и мелкой моторики;
  • эффективный контроль симптоматической эпилепсии;
  • развитие навыков самостоятельности — обучение ребенка базовым навыкам самообслуживания (личная гигиена, одевание, прием пищи и другие повседневные действия).

Консультация специалистов

Основные задачи профильных специалистов:

  • логопед — помогает в развитии речевых навыков у детей с микроцефалией. Его задача — не только корректировать произношение, но и работать над формированием целостной речевой системы. Занятия с логопедом включают:
    • упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
    • расширение словарного запаса;
    • улучшение грамматического построения речи;
    • развитие связной речи;
  • психолог — психологическая поддержка крайне важна как для ребенка с патологией, так и для его семьи. Занятия со специалистом направлены на развитие внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с микроцефалией при помощи:
    • игрушек;
    • сенсорных материалов;
    • специального оборудования;
    • компьютерных программ.

Психолог также работает над формированием адаптивного поведения и социальных навыков. Кроме того, специалист оказывает психологическую поддержку родителям, помогая им справиться со стрессом и обучая их эффективным методам взаимодействия с ребенком;

  • нейрохирург — в случае выявления краниостеноза нейрохирург оценивает необходимость и возможность проведения оперативного вмешательства. Цели хирургического лечения:
    • снижение внутричерепного давления;
    • создание дополнительного пространства для роста мозга;
  • сурдолог — проводит комплексное обследование слуха, по результатам которого может рекомендовать использование слуховых аппаратов или других вспомогательных устройств, а также разработать программу слуховой реабилитации;
  • окулист — на основе данных, полученных при обследовании, возможна коррекция зрения с помощью очков или контактных линз;
  • врач лечебной физкультуры (ЛФК) — разрабатывает индивидуальную программу упражнений, направленных на развитие моторных навыков, укрепление мышц и улучшение координации движений. Особое внимание уделяется кондуктивной педагогике — комплексному методу реабилитации, который объединяет физические упражнения с развитием когнитивных и социальных навыков;
  • физиотерапевт — комплексное применение физиотерапевтических методов способствует улучшению общего состояния ребенка, снижению спастичности мышц, улучшению трофики тканей и стимуляции развития нервной системы.

Фармакологические методы лечения микроцефалии

В педиатрической практике применяют:

  • ноотропные препараты для оптимизации метаболических процессов в головном мозге. Например пиритинол — для детей суточная доза составляет 50–300 мг, кратность приема — 3 раза в сутки. Продолжительность курса достигает 12 нед;
  • ангиопротекторы (винпоцетин) — способствуют нормализации кровотока в сосудах головного мозга. Винпоцетин можно вводить внутривенно капельно (по 1 мг/кг/сут) или принимать перорально по 5–10 мг 3 раза в сутки;
  • витамины группы В;
  • седативные препараты (фенибут), которые помогают снизить возбудимость нервной системы и улучшить общее состояние пациента;
  • нейролептики (хлорпротиксен) — по 5–200 мг/сут в зависимости от состояния ребенка.

Осложнения

Наиболее распространенные осложнения патологии:

  • задержка психомоторного развития — дети с микроцефалией часто отстают от своих сверстников в достижении ключевых этапов развития (удержание головы, сидение, ползание, ходьба). В наиболее тяжелых случаях они никогда не достигают некоторых из этих этапов, что вызывает значительные ограничения в повседневной жизни;
  • когнитивные нарушения — степень интеллектуальной недостаточности варьирует от легких форм обучаемости до тяжелой умственной отсталости;
  • речевые нарушения — трудности с артикуляцией, ограниченный словарный запас, проблемы с пониманием и использованием сложных языковых конструкций;
  • эпилептические припадки — представляют непосредственную угрозу для здоровья и безопасности ребенка, но также негативно влияют на когнитивное развитие и качество жизни в целом;
  • двигательные нарушения — спастичность, гиперкинезы, атаксия и др.;
  • нарушения зрения вплоть до слепоты;
  • различная степень тугоухости;
  • поведенческие и психические расстройства — гиперактивность, агрессивное поведение, аутистические черты, депрессия;
  • социальная изоляция и трудности с интеграцией в общество.

Профилактика

Первостепенное значение для профилактики микроцефалии имеют планирование беременности и прегравидарная подготовка. Женщинам, планирующим беременность, рекомендуется пройти полное медицинское обследование, включая генетическое консультирование. Консультация генетика особенно важна для пар с отягощенным семейным анамнезом.

В период беременности критически важно:

  • вести здоровый образ жизни (полноценное питание, богатое необходимыми витаминами и микроэлементами, особенно фолиевой кислотой, отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ);
  • проходить необходимые исследования для выявления аномалий развития плода на ранних стадиях.

Особое внимание следует уделить профилактике инфекций. Женщинам рекомендуется избегать путешествий в регионы с высоким риском заражения вирусом Зика, соблюдать правила личной гигиены для предотвращения токсоплазмоза, а также пройти вакцинацию против краснухи до наступления беременности. Регулярные пренатальные исследования позволяют своевременно выявить и лечить инфекции, которые влияют на развитие плода.

Важный аспект профилактики — контроль хронических заболеваний матери. Сахарный диабет, артериальная гипертензия и другие болезни при отсутствии контроля или неадекватном лечении способны нарушить нормальное развитие плода, в том числе стать причиной недоразвития черепа.

Также рекомендуют:

  • избегать контакта с токсичными веществами;
  • тщательно выбирать косметику и средства бытовой химии, отдавая предпочтение безопасным и экологически чистым продуктам.

Прогноз микроцефалии

Прогноз микроцефалии у детей зависит от множества факторов и индивидуальных особенностей каждого конкретного случая:

  • степень тяжести состояния — при легких формах патологии, когда размер головы лишь незначительно меньше нормы, дети могут развиваться практически нормально, с минимальными отклонениями в когнитивных функциях или без них. В таких случаях прогноз относительно благоприятный. При более тяжелых формах — прогноз сомнительный. Значительное уменьшение размера головного мозга сопровождается серьезными неврологическими и психическими нарушениями, часто несовместимыми с жизнью;
  • в случаях, когда патология является частью более широкого генетического синдрома, прогноз определяется не только проявлениями микроцефалии, а всем комплексом симптомов, связанным с этим синдромом;
  • воздействие тератогенных факторов на ранних стадиях беременности имеет более неблагоприятные последствия.