Микроцефалия
Діагнози за МКХ -10

Про захворювання Микроцефалия

Микроцефалия (происходит от греческих слов μικρός — «маленький», и κεφαλή — «голова») — это неонатальная мальформация, характеризующаяся значительным недоразвитием черепа и, соответственно, головного мозга. Микроцефалия сопровождается целым комплексом функциональных нарушений, среди которых наиболее выражены умственная отсталость различной степени тяжести, эпилептический синдром, двигательные расстройства и др.

Ключевой признак микроцефалии — аномально малый размер черепа, который значительно меньше среднестатистических показателей для соответствующего возраста и пола ребенка. Патология часто сопровождается преждевременным закрытием черепных швов (краниосиностозом) и ранним закрытием родничка, что ограничивает нормальный рост и развитие головного мозга.

Микроцефалия может быть как изолированным состоянием, так и частью более сложных генетических синдромов или последствием воздействия внешних факторов во время внутриутробного развития.

По статистике, микроцефалия диагностируется относительно редко — около 1:6–8 тыс. новорожденных детей. Заболевание не имеет гендерной предрасположенности и фиксируется с одинаковой частотой как среди мальчиков, так и среди девочек.

Причины микроцефалии

Инициировать эту мальформацию могут различные этиологические факторы (табл. 1).

Таблица 1. Значимые этиологические факторы в развитии микроцефалии.
ФакторыОписание
ГенетическиеИсследователи выявили более 25 генов, мутации в которых способны повлиять на развитие и рост костей черепа и головного мозга. Такие мутации могут передаваться по наследству от родителей или развиваться спонтанно в процессе эмбрионального развития.
Хромосомные аномалииНарушения структуры или количества хромосом, которые вызывают развитие микроцефалии. Возможные хромосомные аномалии:

  • трисомии — наличие дополнительной хромосомы;
  • моносомии — отсутствие одной из хромосом;
  • делеции — потеря участка хромосомы;
  • дупликации — удвоение участка хромосомы.

Наиболее известная трисомия — синдром Дауна — часто сопровождается недоразвитием черепа.

Нарушения формирования нервной трубкиАномалии возникают на ранних стадиях эмбрионального развития, когда нервная трубка — предшественник центральной нервной системы — не закрывается должным образом.
АнэнцефалияТяжелый порок развития нервной системы, при котором отсутствует большая часть головного мозга и костей черепа. Анэнцефалия — одна из самых серьезных форм нарушения формирования нервной трубки и всегда сопровождается микроцефалией. У плода обычно сохраняется только ствол головного мозга. Большинство детей с анэнцефалией рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения.
ЭнцефалоцелеВрожденный дефект, при котором часть мозговой ткани и оболочек головного мозга выпячивается из полости черепа.
ГолопрозэнцефалияСложный порок развития головного мозга, при котором передний мозг эмбриона не разделяется на два полушария.
Нарушение клеточной миграцииГруппа нарушений развития нервной системы, возникающих в результате аномального перемещения нейронов в процессе формирования коры головного мозга. В норме нейроны мигрируют из зоны их образования в конечное место расположения в коре. Нарушения процесса миграции сопровождается различными аномалиями структуры головного мозга, включая микроцефалию.
ИнфекционныеВключают широкий спектр патогенов, способных преодолеть плацентарный барьер. Наиболее известными из них являются возбудители, входящие в группу TORCH:

Потенциально опасными возбудителями также являются:

Инфекционные агенты:

  • вызывают прямое повреждение нейронов;
  • нарушают процессы клеточного деления и миграции;
  • провоцируют воспалительные реакции в головном мозге плода.
ТоксическиеВоздействие различных химических веществ и некоторых групп лекарственных препаратов нарушает процессы нейрогенеза, синаптогенеза и миелинизации, что негативно влияет на объем головного мозга. Степень поражения зависит от дозы, длительности воздействия и стадии внутриутробного развития.

Основные токсические соединения:

  • алкоголь;
  • наркотические вещества;
  • противоэпилептические препараты (например вальпроевая кислота);
  • тяжелые металлы (ртуть, свинец).
СосудистыеВозможные нарушения кровоснабжения головного мозга плода или новорожденного могут возникать вследствие тромбоза, эмболии, аномалий развития сосудов мозга или нарушений системного кровообращения у матери.

Развивающаяся гипоксия и ишемия мозговой ткани вызывает гибель нейронов и нарушение нормального развития головного мозга.

Факторы риска:

  • тромбофилические состояния у матери;
  • преэклампсия;
  • плацентарная недостаточность;
  • врожденные пороки сердца у плода.
ПеринатальныеВозникают в период непосредственно перед родами, во время родов и в первые дни после рождения. К ним относятся:

  • механические травмы во время родов;
  • метаболические нарушения;
  • инфекции;
  • другие патологические состояния.
Внутричерепное кровоизлияниеОсложнение, чаще отмечающееся у недоношенных детей. Наиболее опасны кровоизлияния в паренхиму головного мозга и внутрижелудочковые кровоизлияния высокой степени. Они становятся причиной разрушения мозговой ткани, нарушения циркуляции спинномозговой жидкости и развития гидроцефалии.
Системные заболевания в постнатальный периодШирокая группа заболеваний, негативно влияющих на развитие головного мозга после рождения:

  • эндокринные нарушения (например врожденный гипотиреоз);
  • метаболические расстройства (фенилкетонурия и др.);
  • митохондриальные заболевания;
  • тяжелые формы анемии;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • тяжелые формы мальнутриции.

Классификация

Классификация патологии основывается на различных критериях (табл. 2):

  • время возникновения;
  • этиологические факторы;
  • степень тяжести;
  • сочетание с другими пороками развития.
КритерийФорма микроцефалии
Время возникновения
  • Первичная — характеризуется генетической детерминированностью и проявляется уже при рождении ребенка. При аутосомно-рецессивном типе наследования оба родителя являются носителями патологического гена, но фенотипически здоровы. Вероятность рождения больного ребенка в таких семьях составляет 25%. При аутосомно-доминантном типе наследования достаточно получить измененные гены от одного из родителей, чтобы развилось заболевание. В случае Х-сцепленного наследования преимущественно болеют мальчики, получившие патологический ген от матери-носительницы. В рамках первичной микроцефалии выделяют несколько генетических подтипов, обусловленных мутациями в различных генах:
    • I — связан с мутацией в гене, участвующем в регуляции клеточного цикла и репарации ДНК;
    • II — обусловлен мутацией в гене WDR62, влияющей на процессы нейрогенеза;
    • III — XXV — редкие подтипы патологии, также связаны с различными генетическими дефектами;
  • вторичная — подразделяется на 2 формы:
    • синдромальная — является частью различных генетических синдромов (например синдрома Дауна). В таких случаях уменьшение размеров головного мозга сочетается с другими характерными признаками соответствующего синдрома;
    • эмбриопатическая — развивается в результате воздействия повреждающих факторов в период внутриутробного развития.
ЭтиологияВ зависимости от этиологического фактора эмбриопатическая микроцефалия может быть подразделена на:

  • инфекционную — при внутриутробном инфицировании;
  • токсическую — при воздействии алкоголя, наркотических веществ, некоторых лекарственных препаратов;
  • радиационную — при воздействии ионизирующего излучения;
  • метаболическую — связанную с нарушениями обмена веществ у матери.
Степень тяжести
  • Легкая — окружность головы меньше возрастной нормы на 2–3 стандартных отклонения;
  • умеренная — окружность головы меньше возрастной нормы на 3–4 стандартных отклонения;
  • тяжелая — окружность головы меньше возрастной нормы более чем на 4 стандартных отклонения.
Сочетание с другими аномалиями развития
  • Изолированная микроцефалия — уменьшение размеров черепа и объема головного мозга является единственным пороком развития;
  • сочетанная — имеются другие врожденные пороки развития.

Клиническая картина

Основные симптомы микроцефалии:

  • меньший размер головы больного ребенка по сравнению со сверстниками или нормативными показателями для соответствующего возраста. Отклонение часто становится очевидным уже в первые месяцы жизни, когда родители замечают, что голова малыша выглядит непропорционально маленькой по отношению к телу или не растет так быстро, как ожидалось;
  • задержка психоречевого развития — родители отмечают, что ребенок отстает от сверстников в освоении речевых навыков, что проявляется в позднем появлении гуления, лепета, первых слов, а в дальнейшем — в значительном ограничении словарного запаса и способности формировать предложения. Задержка речевого развития часто сопровождается трудностями в понимании обращенной речи, что создает дополнительные барьеры в общении и обучении;
  • снижение когнитивных функций — у ребенка снижены способности к мышлению, запоминанию и концентрации внимания по сравнению со сверстниками. У него возникают трудности с решением простых задач, запоминанием информации, следованием инструкциям или удержанием внимания на определенной деятельности в течение необходимого времени;
  • поведенческие особенности — расторможенность, проявляющаяся в повышенной импульсивности, трудностях с самоконтролем и регуляцией поведения, неусидчивость, выражающаяся в неспособности концентрироваться на одном занятии в течение длительного времени.

Диагностика микроцефалии

Диагностический алгоритм при подозрении на микроцефалию включает:

  • сбор анамнеза и жалоб — особое внимание следует уделить:
    • перинатальному периоду, так как он часто бывает отягощен различными неблагоприятными факторами (инфекционными болезнями, токсикозами, угрозой прерывания и др.);
    • проблемам во время родов (асфиксия, родовая травма);
    • осложнениям в ранний неонатальный период;
  • измерение окружности головы — выполняется с помощью гибкой сантиметровой ленты, которую располагают вокруг головы ребенка, проходя через лобные бугры спереди и наиболее выступающую точку затылка сзади. Полученное значение сравнивается со стандартными показателями, учитывающими пол и гестационный возраст ребенка. Окружность головы при микроцефалии обычно находится на уровне 2 или более стандартных отклонений ниже среднего значения;
  • внешний осмотр — определяются:
    • характерная форма черепа со скошенным лбом (результат недоразвития лобных долей головного мозга), уплощенным затылком;
    • диспропорция между лицевым и мозговым отделами черепа — лицевой отдел выглядит относительно нормальным или даже увеличенным по сравнению со значительно уменьшенным мозговым отделом;
    • большие выступающие уши — следует отметить, что сами уши обычно имеют нормальный размер и строение, и их «выступание» является лишь следствием общей диспропорции черепа;
  • неврологическое обследование — характерны:
    • изменения мышечного тонуса — гипер- или гипотонус, в некоторых случаях — смешанный тип нарушения тонуса, когда в разных группах мышц отмечаются различные изменения;
    • спастические парезы — повышенный мышечный тонус и ограничение произвольных движений в конечностях. Иногда проявляется в виде гемипареза (поражение одной половины тела) или тетрапареза (поражение всех конечностей);
    • эпилептические приступы — варьируют от легкого абсанса до тяжелых генерализованных тонико-клонических судорог;
    • умственная отсталость — от легкой задержки психического развития до тяжелого нарушения когнитивных функций;
    • расстройства координации движений — проявляются в виде атаксии, тремора, или общей неловкости при выполнении целенаправленных движений;
    • косоглазие — может быть сходящимся, расходящимся и часто сопровождается нарушениями зрения;
  • серологические тесты для исключения внутриутробных инфекций;
  • генетическое тестирование — может выявить хромосомные аномалии или специфические мутации генов, связанные с микроцефалией;
  • ультразвуковое исследование (УЗИ) — является основным инструментом для пренатального подтверждения диагноза микроцефалии. При проведении УЗИ врач измеряет бипариетальный, лобно-затылочный размер головы плода и окружность головы, сравнивая с нормативными показателями для соответствующего гестационного возраста;
  • допплерометрия сосудов головного мозга плода для оценки кровотока и выявления возможной ишемии нервной ткани;
  • амниоцентез или хорионбиопсия для проведения хромосомного анализа и выявления возможных генетических причин микроцефалии;
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) — обладает более высоким разрешением и контрастностью по сравнению с ультразвуковыми методами исследования, что позволяет получить более точную информацию о развитии коры головного мозга, белого вещества, желудочковой системы и других структур. МРТ также широко используется в постнатальной диагностике микроцефалии;
  • компьютерная томография (КТ) — альтернативный метод визуализации для постнатальной диагностики. Он помогает в оценке состояния костей черепа, выявлении раннего закрытия черепных швов (краниосиностоза), кальцификатов в мозговой ткани;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — используют для оценки электрической активности головного мозга и выявления эпилептиформной активности;
  • офтальмологическое обследование — позволяет определить возможные аномалии развития глаз и зрительные нарушения;
  • аудиологическое тестирование — выполняют для оценки слуховой функции.

Лечение

В лечении детей с микроцефалией можно выделить несколько ключевых целей:

  • стимуляция когнитивного развития — интенсификация умственных процессов ребенка (улучшение памяти, внимания, мышления, восприятия);
  • обогащение лексического запаса — расширение пассивного (слова, которые ребенок понимает) и активного (слова, которые ребенок использует в речи) словарного запаса;
  • модификация поведенческих паттернов — улучшение социальной адаптации и взаимодействия с окружающими;
  • нормализация эмоционального состояния — повышение общего эмоционального тонуса и настроения ребенка;
  • совершенствование моторных навыков — улучшение крупной и мелкой моторики;
  • эффективный контроль симптоматической эпилепсии;
  • развитие навыков самостоятельности — обучение ребенка базовым навыкам самообслуживания (личная гигиена, одевание, прием пищи и другие повседневные действия).

Консультация специалистов

Основные задачи профильных специалистов:

  • логопед — помогает в развитии речевых навыков у детей с микроцефалией. Его задача — не только корректировать произношение, но и работать над формированием целостной речевой системы. Занятия с логопедом включают:
    • упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
    • расширение словарного запаса;
    • улучшение грамматического построения речи;
    • развитие связной речи;
  • психолог — психологическая поддержка крайне важна как для ребенка с патологией, так и для его семьи. Занятия со специалистом направлены на развитие внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с микроцефалией при помощи:
    • игрушек;
    • сенсорных материалов;
    • специального оборудования;
    • компьютерных программ.

Психолог также работает над формированием адаптивного поведения и социальных навыков. Кроме того, специалист оказывает психологическую поддержку родителям, помогая им справиться со стрессом и обучая их эффективным методам взаимодействия с ребенком;

  • нейрохирург — в случае выявления краниостеноза нейрохирург оценивает необходимость и возможность проведения оперативного вмешательства. Цели хирургического лечения:
    • снижение внутричерепного давления;
    • создание дополнительного пространства для роста мозга;
  • сурдолог — проводит комплексное обследование слуха, по результатам которого может рекомендовать использование слуховых аппаратов или других вспомогательных устройств, а также разработать программу слуховой реабилитации;
  • окулист — на основе данных, полученных при обследовании, возможна коррекция зрения с помощью очков или контактных линз;
  • врач лечебной физкультуры (ЛФК) — разрабатывает индивидуальную программу упражнений, направленных на развитие моторных навыков, укрепление мышц и улучшение координации движений. Особое внимание уделяется кондуктивной педагогике — комплексному методу реабилитации, который объединяет физические упражнения с развитием когнитивных и социальных навыков;
  • физиотерапевт — комплексное применение физиотерапевтических методов способствует улучшению общего состояния ребенка, снижению спастичности мышц, улучшению трофики тканей и стимуляции развития нервной системы.

Фармакологические методы лечения микроцефалии

В педиатрической практике применяют:

  • ноотропные препараты для оптимизации метаболических процессов в головном мозге. Например пиритинол — для детей суточная доза составляет 50–300 мг, кратность приема — 3 раза в сутки. Продолжительность курса достигает 12 нед;
  • ангиопротекторы (винпоцетин) — способствуют нормализации кровотока в сосудах головного мозга. Винпоцетин можно вводить внутривенно капельно (по 1 мг/кг/сут) или принимать перорально по 5–10 мг 3 раза в сутки;
  • витамины группы В;
  • седативные препараты (фенибут), которые помогают снизить возбудимость нервной системы и улучшить общее состояние пациента;
  • нейролептики (хлорпротиксен) — по 5–200 мг/сут в зависимости от состояния ребенка.

Осложнения

Наиболее распространенные осложнения патологии:

  • задержка психомоторного развития — дети с микроцефалией часто отстают от своих сверстников в достижении ключевых этапов развития (удержание головы, сидение, ползание, ходьба). В наиболее тяжелых случаях они никогда не достигают некоторых из этих этапов, что вызывает значительные ограничения в повседневной жизни;
  • когнитивные нарушения — степень интеллектуальной недостаточности варьирует от легких форм обучаемости до тяжелой умственной отсталости;
  • речевые нарушения — трудности с артикуляцией, ограниченный словарный запас, проблемы с пониманием и использованием сложных языковых конструкций;
  • эпилептические припадки — представляют непосредственную угрозу для здоровья и безопасности ребенка, но также негативно влияют на когнитивное развитие и качество жизни в целом;
  • двигательные нарушения — спастичность, гиперкинезы, атаксия и др.;
  • нарушения зрения вплоть до слепоты;
  • различная степень тугоухости;
  • поведенческие и психические расстройства — гиперактивность, агрессивное поведение, аутистические черты, депрессия;
  • социальная изоляция и трудности с интеграцией в общество.

Профилактика

Первостепенное значение для профилактики микроцефалии имеют планирование беременности и прегравидарная подготовка. Женщинам, планирующим беременность, рекомендуется пройти полное медицинское обследование, включая генетическое консультирование. Консультация генетика особенно важна для пар с отягощенным семейным анамнезом.

В период беременности критически важно:

  • вести здоровый образ жизни (полноценное питание, богатое необходимыми витаминами и микроэлементами, особенно фолиевой кислотой, отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ);
  • проходить необходимые исследования для выявления аномалий развития плода на ранних стадиях.

Особое внимание следует уделить профилактике инфекций. Женщинам рекомендуется избегать путешествий в регионы с высоким риском заражения вирусом Зика, соблюдать правила личной гигиены для предотвращения токсоплазмоза, а также пройти вакцинацию против краснухи до наступления беременности. Регулярные пренатальные исследования позволяют своевременно выявить и лечить инфекции, которые влияют на развитие плода.

Важный аспект профилактики — контроль хронических заболеваний матери. Сахарный диабет, артериальная гипертензия и другие болезни при отсутствии контроля или неадекватном лечении способны нарушить нормальное развитие плода, в том числе стать причиной недоразвития черепа.

Также рекомендуют:

  • избегать контакта с токсичными веществами;
  • тщательно выбирать косметику и средства бытовой химии, отдавая предпочтение безопасным и экологически чистым продуктам.

Прогноз микроцефалии

Прогноз микроцефалии у детей зависит от множества факторов и индивидуальных особенностей каждого конкретного случая:

  • степень тяжести состояния — при легких формах патологии, когда размер головы лишь незначительно меньше нормы, дети могут развиваться практически нормально, с минимальными отклонениями в когнитивных функциях или без них. В таких случаях прогноз относительно благоприятный. При более тяжелых формах — прогноз сомнительный. Значительное уменьшение размера головного мозга сопровождается серьезными неврологическими и психическими нарушениями, часто несовместимыми с жизнью;
  • в случаях, когда патология является частью более широкого генетического синдрома, прогноз определяется не только проявлениями микроцефалии, а всем комплексом симптомов, связанным с этим синдромом;
  • воздействие тератогенных факторов на ранних стадиях беременности имеет более неблагоприятные последствия.