Микроцефалия (происходит от греческих слов μικρός — «маленький», и κεφαλή — «голова») — это неонатальная мальформация, характеризующаяся значительным недоразвитием черепа и, соответственно, головного мозга. Микроцефалия сопровождается целым комплексом функциональных нарушений, среди которых наиболее выражены умственная отсталость различной степени тяжести, эпилептический синдром, двигательные расстройства и др.
Ключевой признак микроцефалии — аномально малый размер черепа, который значительно меньше среднестатистических показателей для соответствующего возраста и пола ребенка. Патология часто сопровождается преждевременным закрытием черепных швов (краниосиностозом) и ранним закрытием родничка, что ограничивает нормальный рост и развитие головного мозга.
Микроцефалия может быть как изолированным состоянием, так и частью более сложных генетических синдромов или последствием воздействия внешних факторов во время внутриутробного развития.
По статистике, микроцефалия диагностируется относительно редко — около 1:6–8 тыс. новорожденных детей. Заболевание не имеет гендерной предрасположенности и фиксируется с одинаковой частотой как среди мальчиков, так и среди девочек.
Причины микроцефалии
Инициировать эту мальформацию могут различные этиологические факторы (табл. 1).
| Факторы | Описание | 
| Генетические | Исследователи выявили более 25 генов, мутации в которых способны повлиять на развитие и рост костей черепа и головного мозга. Такие мутации могут передаваться по наследству от родителей или развиваться спонтанно в процессе эмбрионального развития. | 
| Хромосомные аномалии | Нарушения структуры или количества хромосом, которые вызывают развитие микроцефалии. Возможные хромосомные аномалии:
 Наиболее известная трисомия — синдром Дауна — часто сопровождается недоразвитием черепа.  | 
| Нарушения формирования нервной трубки | Аномалии возникают на ранних стадиях эмбрионального развития, когда нервная трубка — предшественник центральной нервной системы — не закрывается должным образом. | 
| Анэнцефалия | Тяжелый порок развития нервной системы, при котором отсутствует большая часть головного мозга и костей черепа. Анэнцефалия — одна из самых серьезных форм нарушения формирования нервной трубки и всегда сопровождается микроцефалией. У плода обычно сохраняется только ствол головного мозга. Большинство детей с анэнцефалией рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения. | 
| Энцефалоцеле | Врожденный дефект, при котором часть мозговой ткани и оболочек головного мозга выпячивается из полости черепа. | 
| Голопрозэнцефалия | Сложный порок развития головного мозга, при котором передний мозг эмбриона не разделяется на два полушария. | 
| Нарушение клеточной миграции | Группа нарушений развития нервной системы, возникающих в результате аномального перемещения нейронов в процессе формирования коры головного мозга. В норме нейроны мигрируют из зоны их образования в конечное место расположения в коре. Нарушения процесса миграции сопровождается различными аномалиями структуры головного мозга, включая микроцефалию. | 
| Инфекционные | Включают широкий спектр патогенов, способных преодолеть плацентарный барьер. Наиболее известными из них являются возбудители, входящие в группу TORCH:
 Потенциально опасными возбудителями также являются: 
 Инфекционные агенты: 
  | 
| Токсические | Воздействие различных химических веществ и некоторых групп лекарственных препаратов нарушает процессы нейрогенеза, синаптогенеза и миелинизации, что негативно влияет на объем головного мозга. Степень поражения зависит от дозы, длительности воздействия и стадии внутриутробного развития.
 Основные токсические соединения: 
  | 
| Сосудистые | Возможные нарушения кровоснабжения головного мозга плода или новорожденного могут возникать вследствие тромбоза, эмболии, аномалий развития сосудов мозга или нарушений системного кровообращения у матери.
 Развивающаяся гипоксия и ишемия мозговой ткани вызывает гибель нейронов и нарушение нормального развития головного мозга. Факторы риска: 
  | 
| Перинатальные | Возникают в период непосредственно перед родами, во время родов и в первые дни после рождения. К ним относятся:
  | 
| Внутричерепное кровоизлияние | Осложнение, чаще отмечающееся у недоношенных детей. Наиболее опасны кровоизлияния в паренхиму головного мозга и внутрижелудочковые кровоизлияния высокой степени. Они становятся причиной разрушения мозговой ткани, нарушения циркуляции спинномозговой жидкости и развития гидроцефалии. | 
| Системные заболевания в постнатальный период | Широкая группа заболеваний, негативно влияющих на развитие головного мозга после рождения:
  | 
Классификация
Классификация патологии основывается на различных критериях (табл. 2):
- время возникновения;
 - этиологические факторы;
 - степень тяжести;
 - сочетание с другими пороками развития.
 
| Критерий | Форма микроцефалии | 
| Время возникновения | 
  | 
| Этиология | В зависимости от этиологического фактора эмбриопатическая микроцефалия может быть подразделена на:
  | 
| Степень тяжести | 
  | 
| Сочетание с другими аномалиями развития | 
  | 
Клиническая картина
Основные симптомы микроцефалии:
- меньший размер головы больного ребенка по сравнению со сверстниками или нормативными показателями для соответствующего возраста. Отклонение часто становится очевидным уже в первые месяцы жизни, когда родители замечают, что голова малыша выглядит непропорционально маленькой по отношению к телу или не растет так быстро, как ожидалось;
 - задержка психоречевого развития — родители отмечают, что ребенок отстает от сверстников в освоении речевых навыков, что проявляется в позднем появлении гуления, лепета, первых слов, а в дальнейшем — в значительном ограничении словарного запаса и способности формировать предложения. Задержка речевого развития часто сопровождается трудностями в понимании обращенной речи, что создает дополнительные барьеры в общении и обучении;
 - снижение когнитивных функций — у ребенка снижены способности к мышлению, запоминанию и концентрации внимания по сравнению со сверстниками. У него возникают трудности с решением простых задач, запоминанием информации, следованием инструкциям или удержанием внимания на определенной деятельности в течение необходимого времени;
 - поведенческие особенности — расторможенность, проявляющаяся в повышенной импульсивности, трудностях с самоконтролем и регуляцией поведения, неусидчивость, выражающаяся в неспособности концентрироваться на одном занятии в течение длительного времени.
 
Диагностика микроцефалии
Диагностический алгоритм при подозрении на микроцефалию включает:
- сбор анамнеза и жалоб — особое внимание следует уделить:
- перинатальному периоду, так как он часто бывает отягощен различными неблагоприятными факторами (инфекционными болезнями, токсикозами, угрозой прерывания и др.);
 - проблемам во время родов (асфиксия, родовая травма);
 - осложнениям в ранний неонатальный период;
 
 - измерение окружности головы — выполняется с помощью гибкой сантиметровой ленты, которую располагают вокруг головы ребенка, проходя через лобные бугры спереди и наиболее выступающую точку затылка сзади. Полученное значение сравнивается со стандартными показателями, учитывающими пол и гестационный возраст ребенка. Окружность головы при микроцефалии обычно находится на уровне 2 или более стандартных отклонений ниже среднего значения;
 - внешний осмотр — определяются:
- характерная форма черепа со скошенным лбом (результат недоразвития лобных долей головного мозга), уплощенным затылком;
 - диспропорция между лицевым и мозговым отделами черепа — лицевой отдел выглядит относительно нормальным или даже увеличенным по сравнению со значительно уменьшенным мозговым отделом;
 - большие выступающие уши — следует отметить, что сами уши обычно имеют нормальный размер и строение, и их «выступание» является лишь следствием общей диспропорции черепа;
 
 - неврологическое обследование — характерны:
- изменения мышечного тонуса — гипер- или гипотонус, в некоторых случаях — смешанный тип нарушения тонуса, когда в разных группах мышц отмечаются различные изменения;
 - спастические парезы — повышенный мышечный тонус и ограничение произвольных движений в конечностях. Иногда проявляется в виде гемипареза (поражение одной половины тела) или тетрапареза (поражение всех конечностей);
 - эпилептические приступы — варьируют от легкого абсанса до тяжелых генерализованных тонико-клонических судорог;
 - умственная отсталость — от легкой задержки психического развития до тяжелого нарушения когнитивных функций;
 - расстройства координации движений — проявляются в виде атаксии, тремора, или общей неловкости при выполнении целенаправленных движений;
 - косоглазие — может быть сходящимся, расходящимся и часто сопровождается нарушениями зрения;
 
 - серологические тесты для исключения внутриутробных инфекций;
 - генетическое тестирование — может выявить хромосомные аномалии или специфические мутации генов, связанные с микроцефалией;
 - ультразвуковое исследование (УЗИ) — является основным инструментом для пренатального подтверждения диагноза микроцефалии. При проведении УЗИ врач измеряет бипариетальный, лобно-затылочный размер головы плода и окружность головы, сравнивая с нормативными показателями для соответствующего гестационного возраста;
 - допплерометрия сосудов головного мозга плода для оценки кровотока и выявления возможной ишемии нервной ткани;
 - амниоцентез или хорионбиопсия для проведения хромосомного анализа и выявления возможных генетических причин микроцефалии;
 - магнитно-резонансная томография (МРТ) — обладает более высоким разрешением и контрастностью по сравнению с ультразвуковыми методами исследования, что позволяет получить более точную информацию о развитии коры головного мозга, белого вещества, желудочковой системы и других структур. МРТ также широко используется в постнатальной диагностике микроцефалии;
 - компьютерная томография (КТ) — альтернативный метод визуализации для постнатальной диагностики. Он помогает в оценке состояния костей черепа, выявлении раннего закрытия черепных швов (краниосиностоза), кальцификатов в мозговой ткани;
 - электроэнцефалография (ЭЭГ) — используют для оценки электрической активности головного мозга и выявления эпилептиформной активности;
 - офтальмологическое обследование — позволяет определить возможные аномалии развития глаз и зрительные нарушения;
 - аудиологическое тестирование — выполняют для оценки слуховой функции.
 
Лечение
В лечении детей с микроцефалией можно выделить несколько ключевых целей:
- стимуляция когнитивного развития — интенсификация умственных процессов ребенка (улучшение памяти, внимания, мышления, восприятия);
 - обогащение лексического запаса — расширение пассивного (слова, которые ребенок понимает) и активного (слова, которые ребенок использует в речи) словарного запаса;
 - модификация поведенческих паттернов — улучшение социальной адаптации и взаимодействия с окружающими;
 - нормализация эмоционального состояния — повышение общего эмоционального тонуса и настроения ребенка;
 - совершенствование моторных навыков — улучшение крупной и мелкой моторики;
 - эффективный контроль симптоматической эпилепсии;
 - развитие навыков самостоятельности — обучение ребенка базовым навыкам самообслуживания (личная гигиена, одевание, прием пищи и другие повседневные действия).
 
Консультация специалистов
Основные задачи профильных специалистов:
- логопед — помогает в развитии речевых навыков у детей с микроцефалией. Его задача — не только корректировать произношение, но и работать над формированием целостной речевой системы. Занятия с логопедом включают:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
 - расширение словарного запаса;
 - улучшение грамматического построения речи;
 - развитие связной речи;
 
 - психолог — психологическая поддержка крайне важна как для ребенка с патологией, так и для его семьи. Занятия со специалистом направлены на развитие внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с микроцефалией при помощи:
- игрушек;
 - сенсорных материалов;
 - специального оборудования;
 - компьютерных программ.
 
 
Психолог также работает над формированием адаптивного поведения и социальных навыков. Кроме того, специалист оказывает психологическую поддержку родителям, помогая им справиться со стрессом и обучая их эффективным методам взаимодействия с ребенком;
- нейрохирург — в случае выявления краниостеноза нейрохирург оценивает необходимость и возможность проведения оперативного вмешательства. Цели хирургического лечения:
- снижение внутричерепного давления;
 - создание дополнительного пространства для роста мозга;
 
 - сурдолог — проводит комплексное обследование слуха, по результатам которого может рекомендовать использование слуховых аппаратов или других вспомогательных устройств, а также разработать программу слуховой реабилитации;
 - окулист — на основе данных, полученных при обследовании, возможна коррекция зрения с помощью очков или контактных линз;
 - врач лечебной физкультуры (ЛФК) — разрабатывает индивидуальную программу упражнений, направленных на развитие моторных навыков, укрепление мышц и улучшение координации движений. Особое внимание уделяется кондуктивной педагогике — комплексному методу реабилитации, который объединяет физические упражнения с развитием когнитивных и социальных навыков;
 - физиотерапевт — комплексное применение физиотерапевтических методов способствует улучшению общего состояния ребенка, снижению спастичности мышц, улучшению трофики тканей и стимуляции развития нервной системы.
 
Фармакологические методы лечения микроцефалии
В педиатрической практике применяют:
- ноотропные препараты для оптимизации метаболических процессов в головном мозге. Например пиритинол — для детей суточная доза составляет 50–300 мг, кратность приема — 3 раза в сутки. Продолжительность курса достигает 12 нед;
 - ангиопротекторы (винпоцетин) — способствуют нормализации кровотока в сосудах головного мозга. Винпоцетин можно вводить внутривенно капельно (по 1 мг/кг/сут) или принимать перорально по 5–10 мг 3 раза в сутки;
 - витамины группы В;
 - седативные препараты (фенибут), которые помогают снизить возбудимость нервной системы и улучшить общее состояние пациента;
 - нейролептики (хлорпротиксен) — по 5–200 мг/сут в зависимости от состояния ребенка.
 
Осложнения
Наиболее распространенные осложнения патологии:
- задержка психомоторного развития — дети с микроцефалией часто отстают от своих сверстников в достижении ключевых этапов развития (удержание головы, сидение, ползание, ходьба). В наиболее тяжелых случаях они никогда не достигают некоторых из этих этапов, что вызывает значительные ограничения в повседневной жизни;
 - когнитивные нарушения — степень интеллектуальной недостаточности варьирует от легких форм обучаемости до тяжелой умственной отсталости;
 - речевые нарушения — трудности с артикуляцией, ограниченный словарный запас, проблемы с пониманием и использованием сложных языковых конструкций;
 - эпилептические припадки — представляют непосредственную угрозу для здоровья и безопасности ребенка, но также негативно влияют на когнитивное развитие и качество жизни в целом;
 - двигательные нарушения — спастичность, гиперкинезы, атаксия и др.;
 - нарушения зрения вплоть до слепоты;
 - различная степень тугоухости;
 - поведенческие и психические расстройства — гиперактивность, агрессивное поведение, аутистические черты, депрессия;
 - социальная изоляция и трудности с интеграцией в общество.
 
Профилактика
Первостепенное значение для профилактики микроцефалии имеют планирование беременности и прегравидарная подготовка. Женщинам, планирующим беременность, рекомендуется пройти полное медицинское обследование, включая генетическое консультирование. Консультация генетика особенно важна для пар с отягощенным семейным анамнезом.
В период беременности критически важно:
- вести здоровый образ жизни (полноценное питание, богатое необходимыми витаминами и микроэлементами, особенно фолиевой кислотой, отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ);
 - проходить необходимые исследования для выявления аномалий развития плода на ранних стадиях.
 
Особое внимание следует уделить профилактике инфекций. Женщинам рекомендуется избегать путешествий в регионы с высоким риском заражения вирусом Зика, соблюдать правила личной гигиены для предотвращения токсоплазмоза, а также пройти вакцинацию против краснухи до наступления беременности. Регулярные пренатальные исследования позволяют своевременно выявить и лечить инфекции, которые влияют на развитие плода.
Важный аспект профилактики — контроль хронических заболеваний матери. Сахарный диабет, артериальная гипертензия и другие болезни при отсутствии контроля или неадекватном лечении способны нарушить нормальное развитие плода, в том числе стать причиной недоразвития черепа.
Также рекомендуют:
- избегать контакта с токсичными веществами;
 - тщательно выбирать косметику и средства бытовой химии, отдавая предпочтение безопасным и экологически чистым продуктам.
 
Прогноз микроцефалии
Прогноз микроцефалии у детей зависит от множества факторов и индивидуальных особенностей каждого конкретного случая:
- степень тяжести состояния — при легких формах патологии, когда размер головы лишь незначительно меньше нормы, дети могут развиваться практически нормально, с минимальными отклонениями в когнитивных функциях или без них. В таких случаях прогноз относительно благоприятный. При более тяжелых формах — прогноз сомнительный. Значительное уменьшение размера головного мозга сопровождается серьезными неврологическими и психическими нарушениями, часто несовместимыми с жизнью;
 - в случаях, когда патология является частью более широкого генетического синдрома, прогноз определяется не только проявлениями микроцефалии, а всем комплексом симптомов, связанным с этим синдромом;
 - воздействие тератогенных факторов на ранних стадиях беременности имеет более неблагоприятные последствия.