Київ

Амнезия

Содержание

Амнезия: определение

Амнезия — это утрата памяти в отношении понятий, фактов и событий, произошедших в определенные временные периоды.

Амнезия: этиология

В представленной ниже таблице указаны причины возникновения амнезии (Flemming K.D., 2015).

Таблица. Причины развития амнезии
Сосудистые:
  • гипоксическое поражение головного мозга (битемпоральное поражение);
  • биталамическая ишемия головного мозга (двусторонний инфаркт в бассейне внутренних мозговых вен или артерии Першерона).
Инфекционные:
Неопластические:
  • опухолевое поражение вдоль круга Пейпеца (глиома таламуса в форме «бабочки»).
Токсическое воздействие химических веществ и нарушения метаболизма:
Действие различных лекарственных (редко) и наркотических средств:
Дегенеративные поражения головного мозга:
  • при различных формах деменции.
Травматические и ятрогенные:
Различные психические заболевания
Другие:
  • частые судорожные припадки;
  • мезиальный височный склероз;
  • транзиторная глобальная амнезия.

Амнезия: краткая характеристика отдельных типов

К ограниченным амнезиям относятся амнезии, связанные с утратой памяти, ограниченные определенным временным периодом, то есть антероградная, ретроградная, ретроантроградная и конградная.

Антероградная амнезия представляет собой неспособность пациента вспомнить или идентифицировать понятия, факты или события, с которыми он сталкивался после начала заболевания или полученной травмы. Пациент способен удерживать в памяти текущую тему разговора или без задержки повторить ряд цифр, произнесенный врачом, но после любого отвлечения внимания больного или возникшей задержки при повторении ним ряда цифр происходит утрата полученной информации из его памяти.

Антероградная амнезия может возникать при гипоксии, герпетическом энцефалите, аневризме передней соединительной артерии (ПСА), синдроме Вернике – Корсакова, а также остром нарушении мозгового кровообращения (инсульте).

Ретроградная амнезия представляет собой неспособность пациента вспомнить или идентифицировать понятия, факты или события, с которыми он сталкивался до начала заболевания или полученной травмы. В этом случае утрата информации может быть частичной или полной. Часто отмечается наличие временного градиента с практически полной утратой информации, полученной пациентом непосредственно перед развитием амнезии, и постепенным уменьшением доли утраченной информации по мере удаления временного периода ее запоминания пациентом от возникновения амнезии. Ретроградная амнезия может развиваться при амнестическом синдроме, различных формах деменции и черепно-мозговых травмах.

Ретроантероградная амнезия представляет собой сочетание ретроградной и антероградной амнезий (Lafleche G., Verfaellie M., 2011).

Конградная амнезия представляет собой неспособность больного вспомнить или идентифицировать понятия, факты или события, с которыми он сталкивался во временной период патологически измененного сознания. Она может быть как полной, так и частичной. Конградная амнезия часто отмечается при различных нарушениях сознания, например, при делирии или онейроиде.

Также выделяют другие виды амнезии: фиксационную, прогрессирующую, ретардированную, стационарную и регрессирующую.

Фиксационная амнезия является ведущим симптомом амнестического синдрома (корсаковского психоза). При фиксационной амнезии пациент утрачивает способность фиксировать события. В этом случае нарушается перенос информации из кратковременной в долговременную память. Больной может оперировать той или иной информацией, находящейся в его кратковременной памяти, на протяжении нескольких десятков секунд, но в дальнейшем он забывает все, что с ним происходило. Также пациент не знает точно, где именно в настоящее время он находится, что недавно делал и что должен будет сделать в ближайшее время.

При прогрессирующей амнезии происходит утрата информации в порядке, обратной ее накоплению. В самом начале происходит утрата памяти о наиболее поздних понятиях, фактах и событиях при сохранении более ранней информации, при этом происходит «сдвиг ситуации в прошлое». В дальнейшем происходит утрата более ранних понятий, фактов и событий. После чего следует утрата навыков, умений и речи. При прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти, но дольше всего сохраняются следы эмоциональной памяти.

При ретардированной амнезии утрата информации происходит не сразу, а через некоторое время после изменения сознания, например, утрата воспоминаний о переживаниях в состоянии психоза.

При стационарной амнезии отмечается наличие стойкого дефекта памяти, динамика которого почти не изменяется.

При регрессирующей амнезии происходит постепенное восстановление памяти, которое почти никогда не бывает полным (Шамрей В.К., Марченко А.А., 2019).

Амнезия: диагностика

Диагностика амнезии включает тщательный сбор анамнеза с подробным описанием начала и течения заболевания, а также любых провоцирующих факторов (перенесенного стресса, черепно-мозговой травмы, продолжительного злоупотребления алкоголем, дефицита питания (нутриентов) и сна).

Наличие сопутствующих головной боли, лихорадки или других неврологических симптомов может свидетельствовать об имеющейся у пациента инфекции, венозного инсульта или иного обширного поражения головного мозга.

Неврологическое обследование должно включать оценку психического статуса для установления, является ли амнезия изолированной или же у пациента отмечается другой вид когнитивного дефицита.

Как правило, у пациента с амнезией запоминание, повторение цифр в прямом и обратном порядке, устный счет и внимание в норме. Нарушается только кратковременное запоминание новой информации.

Амнезию следует отличать от делирия или любого другого состояния острого нарушения сознания.

При подтверждении амнезии у больного довольно часто выполняют диагностическую визуализацию анатомических структур шеи и головы с помощью компьютерной или магнитно-резонансной томографии (Flemming K.D., 2015).

Амнезия: лечение

Реабилитация пациента с амнезией направлена на повышение его повседневной функциональной адаптации и независимого осуществления повседневной жизнедеятельности.

В настоящее время доступен широкий спектр реабилитационных методов, выбор которых должен основываться на таких когнитивных факторах, как преморбидные способности и навыки больного, а также на его постморбидных сильных и слабых нейропсихологических сторонах, включая тяжесть формы амнезии. К некогнитивным факторам относятся предморбидный образ жизни и привычки пациента, а также уровень его образования.

К эмоциональным факторам относятся понимание и мотивация самого больного, наличие которых является необходимым условием для выбора соответствующего реабилитационного метода, поскольку отсутствие понимания и мотивации со стороны пациента может подорвать усилия врача по его реабилитации.

Восстановление памяти у лиц с тяжелой формой амнезии в значительной степени зависит от сохранившихся аспектов памяти, таких как процедурное обучение и прайминг (эффект предшествования, фиксированная установка). Методы, основанные на процедурном обучении, используют повторение для закрепления навыков и привычек, начиная с основных видов повседневной жизнедеятельности и заканчивая простыми задачами по сборке и когнитивными навыками. Такое обучение навыкам часто используется при обучении пациента использованию внешних вспомогательных средств для запоминания, таких как блокнот, календарь, ежедневник, записная книжка для записи на прием или стикеры для фиксации письменных напоминаний.

Блокнот является предпочтительным компенсаторным инструментом для лиц с амнезией, поскольку он имеет разделы, индивидуально адаптированные к жизни каждого из них, например, наличие разделов «Ежедневные задачи», «Планы на будущее», «Заметки» и т.д.

Использование более сложных устройств, таких как смартфоны, различные электронные помощники, будильники и таймеры является наиболее полезным для лиц с опытом использования указанных устройств до начала заболевания. Обучение использованию таких устройств с нуля может предполагать высокие требования к кратковременной или эпизодической (событийной) памяти, что создает проблемы для пациентов с нарушениями памяти. В таких случаях врачу следует разбить задачу на небольшие этапы, которые пациент может выполнять самостоятельно. Как только указанные этапы будут доведены больным до автоматизма, возможно будет осуществить их постепенную интеграцию.

Иные реабилитационные методы основаны на сохраненных способностях пациента к праймингу. Один из таких методов — это метод исчезающих подсказок, который использовали для обучения лиц с амнезией, например, компьютерной лексике и бизнес-терминам, путем постепенного сокращения количества подсказок, выявляющих правильные ответы. Другим методом является обучение без ошибок. Для устранения ошибок больному необходимо четкое воспоминание об обучающем эпизоде и, таким образом, пациенты с тяжелой формой амнезии испытывают большие трудности с устранением ошибок. При использовании этого метода эффективность пациентов зависит в основном от имплицитной (процедурной) памяти, которая отвечает за приобретение и хранение бессознательных автоматизированных навыков, например, надевание одежды, вождение автомобиля, езда на велосипеде, и, как правило, приводит к наиболее сильной реакции со стороны больного (Lafleche G., Verfaellie M., 2011).

Амнезия: прогноз

Прогноз исхода амнезии носит индивидуальный характер и зависит как от первопричины ее возникновения, так и преморбидных особенностей личности самого пациента.