Киев

Заикание

Содержание

Что такое заикание?

Заикание — это нарушение беглости речи, характеризующееся нарушениями в потоке и ритме речи вследствие частых повторений слогов, слов или звуков и пауз, запинок. При этом функция голосового аппарата является сохраненной. Нарушения при заикании могут отмечаться постоянно или возникать периодически.

Беглая речь — это нормальный, сложный и многогранный процесс, включающий точный выбор слов наряду с координированными и гармоничными речевыми действиями дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц, направленных на артикулирование и интонирование речи.

Заикание характеризуется нарушениями поддержания плавного речевого потока, несмотря на то что пациенты при этом точно знают, что они хотят передать. Поведенческие проявления заикания могут включать быстрое моргание глаз и тремор губ. Заикание значительно затрудняет общение и влияет на качество жизни человека и межличностные отношения.

Беглость речи является важным направлением развития, необходимым для типичного когнитивного развития людей. В дошкольном возрасте дети, которые только учатся говорить, часто испытывают трудности и сталкиваются с трудностями в освоении сложных нервно-мышечных процессов, необходимых для беглой речи. Обычно эти нарушения являются вариациями развития ребенка и их выраженность уменьшается по мере развития его речи. Очень важно отличать их от заикания у ребенка.

По оценкам экспертов, заикание фиксируется у около 80 млн людей во всем мире.

Заикание развития: это состояние также называют расстройством беглости речи в детстве, и это самая распространенная форма заикания. Заикание развития отмечается преимущественно у детей в возрасте 2–6 лет. По оценкам экспертов, этот тип заикания развивается у 5–10% всех дошкольников. Многие случаи заикания развития со временем проходят, но у около 1% этих детей фиксируется постоянное заикание уже во взрослом возрасте.

Нейрогенное заикание преимущественно отмечается у взрослых, чаще у мужчин.

Психогенное заикание — одно из наиболее часто выявляемых функциональных речевых расстройств. Нередко сочетается с функциональными двигательными расстройствами.

Лекарственное заикание фиксируется очень редко.

Что может быть причиной заикания?

Причины развития заикания отличаются в зависимости от типа данного расстройства.

Типы заикания

  • Заикание, связанное с развитием

Эта форма речевого нарушения является наиболее распространенным типом и часто развивается у маленьких детей в критический период развития речевых и языковых способностей. Предположительно, заикание, связанное с развитием, возникает в период несоответствия речевых и языковых навыков ребенка его вербальным потребностям. При синдромах Прадера — Вилли, Дауна и ломкой Х-хромосомы также может фиксироваться заикание, при котором речевой паттерн фонологически похож на таковой при заикании, связанном с развитием.

  • Приобретенное заикание

Приобретенное заикание может развиваться вследствие различных нейрогенных, психогенных причин и влияния лекарственных средств.

Ряд экспертов выделяет психогенное и органическое происхождение заикания.

Нейрогенное заикание. Данный тип развивается вследствие повреждения определенных областей головного мозга. Так, заикание может развиться после инсульта, черепно-мозговой травмы, гипоксически-ишемической энцефалопатии, различных форм деменции, болезни Паркинсона, последствий диализа, кортикобазальной ганглионарной дегенерации, рассеянного склероза и эпилепсии.

В соответствии с различными механизмами повреждения возможны повреждения различных областей головного мозга, включая полушария, подкорковые пути белого вещества, мозжечок, базальные ганглии, таламус и ствол головного мозга. Левое полушарие головного мозга поражается чаще, чем правое.

Психогенное заикание классифицируется на функциональное, при котором психологические симптомы проявляются, как физические. При этом изменения в речевых моделях связаны с лежащим в основе эмоциональным конфликтом и не имеют выявленной органической этиологии. Кроме того, психогенное заикание обычно связано с наличием у пациента и других психических расстройств.

Лекарственное заикание развивается в результате приема определенных препаратов. Нарушения в организме человека, которые могут предрасполагать к заиканию, включают повышенный уровень дофамина, снижение уровня гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), антихолинергическое воздействие и изменение уровня серотонина. Риск развития заикания повышен при применении амфетамина, дексамфетамина и метилфенидата, антидепрессантов, таких как дулоксетин, флуоксетин, досулепин и бупропион, противосудорожных лекарств, таких как прегабалин, топирамат, бриварацетам и габапентин, а также монтелукаста, азенапина и гуанфацина.

Также причиной заикания могут быть генетические факторы.

Что нарушается при заикании?

Патогенез заикания сложный и на сегодня не до конца изученный. По оценкам экспертов, заикание развивается из-за сложного взаимодействия речевых, моторных и эмоциональных факторов. Патология является результатом развития нарушений в областях головного мозга, отвечающих за планирование, координацию, и использования речи с индивидуальными вариациями в наблюдаемых конкретных отклонениях. Механизм развития заикания отличается в зависимости от вида расстройства.

Функциональные нейроанатомические изменения, фиксируемые при заикании, включают:

  • аномальную интеграцию сенсорных и моторных функций во время производства речи, которая может быть вызвана структурными и функциональными изменениями. Структурная характеризуется повреждением белого вещества в областях дорсального слухового тракта, особенно левого дугообразного или верхнего продольного пучка. Этот тракт отвечает за соединение слуховых и речевых двигательных областей, таких как вентральная премоторная кора, задняя верхняя височная извилина (зона Вернике), вентральная моторная кора и нижняя лобная извилина (зона Брока).
  • Аномальная координация времени воспроизводства и расположения звуков речи: тонко сбалансированная синхронизация, необходимая для беглой речи, может быть нарушена из-за отсутствия координации между корковыми и подкорковыми областями.
  • Также могут играть роль в развитии заикания повышение уровня церебрального дофамина, изменения в балансе ацетилхолина или дофамина, истощение ГАМК и изменения в уровнях серотонина.

Как диагностировать заикание?

Для диагностики заикания и выявления его этиологии необходим тщательный сбор анамнеза и специализированная клиническая оценка.

Клинически заикание проявляется как расстройство плавности, беглости, темпо-ритмической организации речи. Заикание может проявляться как повторения или пролонгация звуков, слогов или слов, наличие частых задержек и пауз в речи.

Клинические диагностические критерии

  • заикание выявляется периодически или постоянно и приводит к заметному нарушению речи.
  • Длительность существования расстройства составляет >3 мес.

Заикание развития: характерные симптомы

  • запинки, паузы, повторы и другие нарушения часто фиксируются в самом начале высказываний.
  • Снижение беглости при повторном чтении одного и того же материала («эффект адаптации»).
  • Уменьшение выраженности или устранение заикания при пении или говорении в унисон с другими («хоровой эффект»).
  • Повышенная вероятность заикания при бóльшей сложности и длине предложений.
  • Развитие вторичных нарушений поведения (гримасы, подергивания челюсти и движения головы), связанных с заиканием.
  • Неблагоприятные эмоциональные реакции, связанные с заиканием.

У детей с заиканием развития могут фиксироваться сопутствующие нарушения сна, повышенная возбудимость, вспыльчивость, астенизация. В то же время характерно своевременное речевое, интеллектуальное и моторное развитие.

Приобретенное заикание обычно проявляется внезапным началом из-за травмы или другого острого неврологического события (нейрогенное заикание), или оно может развиться как проявление одного или нескольких психологических процессов (психогенное заикание). Приобретенное заикание может возникнуть в любом возрасте.

При неврологической этиологии заикания характерны сопутствующие симптомы, например, тремор, головная боль, нарушения координации или гемипарез.

Нейрогенное заикание: симптомы

  • повторение звуков и слогов.
  • Паузы и повторы могут появляться в любом месте речи.
  • Отсутствие эффекта адаптации.
  • Постоянство заикания при выполнении различных речевых задач (разговора, чтения и повторения).
  • Признаки других речевых расстройств, например, дизартрии, сочетанно с заиканием.
  • Могут отмечаться моргание и гримасничание.
  • Может фиксироваться раздражение, но обычно наличие заикания не вызывает беспокойства у пациента.

Психогенное заикание: характерные особенности

  • внезапное начало.
  • Постоянство заикания при выполнении различных задач, таких как разговор, чтение и повторение.
  • Нарушения, развивающиеся в любом месте произношения речи.
  • Необычные характеристики, недостаток модуляции голоса.
  • Отсутствие клинических признаков, указывающих на неврологическую патологию.
  • Отсутствие других речевых расстройств, таких как дизартрия.
  • Уменьшение выраженности заикания после выражения эмоциональных чувств.
  • Сохранение заикания в ситуациях или упражнениях, способствующих уменьшению выраженности заикания при других его типах.
  • Жестикулирование и признаки беспокойства, не зависящие от речи.
  • Повышенная динамичность симптомов.
  • Наличие дислалии, тахилалии.
  • Сочетание неврозоподобных и церебрастенических расстройств.

Диагностические тесты для оценки заикания

Инструмент оценки степени тяжести заикания (Stuttering Severity Instrument).

Контрольный список речевых ситуаций (Speech Situation Checklist).

Также важно оценить, как реагирует на заикание сам человек и его окружение. Лица, которые заикаются, могут менять свое поведение или действия с учетом заикания и воспринимаемых реакций других, что может отрицательно повлиять на межличностное взаимодействие и уверенность в себе, ограничивать их профессиональные и карьерные возможности и снижать качество жизни.

Показано комплексное неврологическое обследование для исключения нейрогенного заикания.

Оценка моторной речи важна для выявления сопутствующих расстройств моторной речи. Также проводится оценка когнитивных способностей.

Также показана психиатрическая оценка и консультирование.

Дополнительные обследования:

  • компьютерная томография головного мозга;
  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электроэнцефалография.

Лечение заикания

Лечение заикания должно быть комплексным, индивидуализированным. Терапия преимущественно амбулаторная, длительная.

В случаях подозрения на заикание, связанное с развитием, показана консультация логопеда.

Как правило, речевая и поведенческая терапия начинаются у детей на ранних стадиях с учетом пластичности нервной системы. Раннее вмешательство способствует восстановлению нормальной беглости речи, предотвращению развития нарушений социальных навыков и негативного восприятия общения, часто отмечаемого у лиц с длительным заиканием. При этом важна преемственность логопедической коррекции и занятий с ребенком в домашних условиях, для чего занятия обычно проводятся с родителями. Родителей обучают специальным упражнениям от заикания для выполнения с ребенком, дают рекомендации по преодолению заикания в домашних условиях. Также в комплексной терапии при заикании у детей может быть рекомендована дыхательная гимнастика.

Для пациентов, которые продолжают заикаться постоянно, терапевтические цели включают разработку соответствующих компенсаторных методов, поощрение принятия заикания как естественной части личности человека и восстановление чувства контроля над речью.

Психотерапия заикания: показаны различные виды речевой и поведенческой терапии. Лекарственные средства для терапии заикания развития у детей неэффективны.

При нейрогенном заикании показаны логопедические занятия, когнитивные и поведенческие методики терапии. При этом можно применять и препараты: галоперидол, хлорпромазин, трифлуоперазин, тиоридазин, карбамазепин, вальпроат натрия, леветирацетам, рисперидон и оланзапин. Логопедическая терапия является краеугольным камнем лечения.

При функциональном заикании также показаны логопедические занятия.

Лечение заикания, вызванного лекарственными средствами, включает прекращение приема спровоцировавшего расстройство препарата или изменение его дозы или частоты приема.

Профилактика заикания включает лечение основной неврологической патологии, коррекцию психомоторного развития у детей с заиканием и профилактику поведенческих, эмоциональных нарушений и депрессивных расстройств у лиц с длительным или постоянным заиканием.

Дифференциальная диагностика