Проблемы здоровья общества (5000153654)
Мировые разработки в области охраны и улучшения здоровья населения свидетельствуют, что здоровье — это комплекс четырех факторов (социального, психического, генетического и соматического благополучия человека в частности и общества в целом), которые приблизительно в равной мере (по 25%) влияют на достижение надлежащего уровня жизни (схема 1.1).
Здравоохранение рассматривается как система государственных и общественных мероприятий правового, социально-экономического, научного, культурно-образовательного, организационно-технического, санитарно-гигиенического и медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, создание благоприятных для здоровья условий работы и быта, обеспечение гармонического физического и психического развития детей и подростков, предотвращение и лечение болезней. Следовательно, здоровье народа — наибольшая общественная и индивидуальная ценность, в значительной степени влияющая на состояние национальной безопасности, а также важное условие развития общества.
Таким образом, уровень здоровья, его сохранение и улучшение являются медико-социальной проблемой, нуждающейся в своем оптимальном решении в зависимости от условий настоящего момента, при изменении которых возникает необходимость усовершенствования организации и управления системы мероприятий, направленных на достижение цели — увеличение продолжительности качественной жизни.
Уровень здоровья народа Украины, обусловленный общественными явлениями на грани столетий, характеризуется высокой смертностью, особенно среди трудоспособного населения, значительными показателями инвалидизации и заболеваемости и уменьшением средней продолжительности жизни, которая меньше в среднем на 10 лет по сравнению с другими странами Евросоюза.
Постепенное повышение смертности отмечено с 1975 г., уже в 1985 г. общий коэффициент смертности стал наибольшим среди стран Европы (12,1 и 10,5% соответственно). Максимум темпа роста смертности приходится на 1991–1995 гг. (27,5% — в 1985–1995 гг.). В последующем в Украине отмечен дальнейший рост смертности (+3,9% в 1995–2005 гг.), в то время как в странах Евросоюза ее снижение (–4,0%). В 2005 г. смертность в Украине превышала таковую в странах Евросоюза в 1,6 раза.
Прогнозирование основных показателей оценки здоровья до 2025 г. свидетельствует о сложности этого процесса в Украине и необходимости комплексного адекватного влияния на государственном и региональном уровнях.
Наибольшую проблему представляют болезни системы кровообращения, смертность от которых в Украине превышает среднеевропейский показатель в 2 раза, а по сравнению с отдельными странами — в 3,5 раза. В ⅔ случаев болезни системы кровообращения являются причиной смерти, в то время как в большинстве развитых стран не превышают 50%. В структуре смертности от болезней системы кровообращения ведущими причинами являются ИБС (66,6%) и цереброваскулярная патология (21,5%).
Основная причина смерти при ИБС — атеросклеротический кардиосклероз, составляющий 78% среди всего населения и 50% — среди трудоспособного, что требует серьезного анализа достоверности этих данных. Возрастает смертность от других острых и подострых форм ИБС, достигая 42,2% больных трудоспособного возраста.
За 10 лет смертность от ИБС выросла на 31%, а в некоторых областях более чем на 50%. В структуре смертности от болезней системы кровообращения среди больных трудоспособного возраста смертность от ИБС занимает 1-е место и составляет 54,4%; смертность больных трудоспособного возраста по отношению ко всем умершим от ИБС составляет 15,5%.
Структура смертности в странах Евросоюза значительно отличается от таковой в Украине, в частности удельный вес ее от болезней системы кровообращения составляет 28 и 62% соответственно. При этом доля смертности от ИБС в Украине в 4 раза больше, чем в странах Евросоюза, где основными причинами смертности при ИБС является острый ИМ и внезапная сердечная (аритмическая) смерть, ТЭЛА и СН, значительно реже — разрыв аорты.
Особенно большая разница в показателях смертности от сердечно-сосудистой патологии среди мужчин и женщин. Эта особенность прослеживается во всем мире, но в Украине она особенно выражена среди населения активного трудоспособного возраста.
Международный опыт по снижению заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения и других хронических неинфекционных заболеваний свидетельствует о реальной возможности уменьшения указанных показателей на популяционном уровне при условии решения комплексной Национальной программы по профилактике и лечению АГ, а также Национальной программы по предупреждению сердечно-сосудистых и сосудистых заболеваний мозга, которые объединяют усилия многих специалистов системы здравоохранения.
Текущий прогностический анализ и математическое моделирование на более отдаленный период, основанные на экологических показателях состояния окружающей среды, качества питания, питьевой воды, демографических данных и тенденциях современного развития, а также социально-экономическое положение страны не позволяют надеяться на улучшение ситуации в случае, если не будут применены научно обоснованные меры, не будет обеспечено их соответствующее финансирование и предоставлена необходимая государственная поддержка.
Ограниченность финансирования мероприятий системы и другие факторы отрицательно влияют на уровень предоставления медицинской помощи, значительно уменьшают ее доступность, создают трудности по внедрению передовых технологий.
Основные направления деятельности в медицине определены в Государственной программе «Здоровье нации», утвержденной Указом Президента Украины. Одним из механизмов ее реализации является применение принципа адаптации существующей системы к новым требованиям с приоритетным обеспечением первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе с болезнями системы кровообращения.
Особая угроза будущему нашей страны — нынешнее состояние здоровья и образ жизни детей, подростков и молодежи. В настоящее время каждый 5-й ребенок рождается с отклонением в состоянии здоровья. Резко прогрессируют среди подрастающего поколения хронические болезни сердца, неврозы, ожирение и др.
Такая ситуация составляет реальную угрозу генофонду нации, безопасности Украины и является приоритетной проблемой общегосударственного значения, требующей адекватного решения. Исходя из национальных интересов страны требуется немедленное применение эффективных мер для решения социально значимой проблемы предотвращения заболеваемости путем профилактики и укрепления состояния здоровья людей, что объявлено высочайшей социальной ценностью согласно Конституции Украины, законов Украины «Основы законодательства о здравоохранении», «Об образовании», «О физической культуре и спорте», «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», «О государственных целевых программах», Указа Президента Украины № 895 от 19 сентября 2007 г. «О решении Рады национальной безопасности и обороны Украины от 19 сентября 2007 г.», «О мероприятиях по преодолению демографического кризиса и развития трудового ресурсного потенциала Украины», резолюции Всеукраинского форума «Здоровая нация» от 13 сентября 2007 г. и других рекомендательных и нормативно-правовых документов.
Выполнение Программы даст возможность:
- увеличить среднюю продолжительность жизни мужчин на 2 года, женщин — на 1 год;
- снизить на 15% смертность населения трудоспособного возраста;
- ежегодно уменьшать на 4–5% количество травм в быту, на производстве и во время дорожно-транспортных происшествий;
- создать условия для регулярной организованной двигательной активности каждого жителя Украины ради укрепления здоровья с учетом его интересов, пожеланий, способностей и индивидуальных особенностей путем ежегодного увеличения на 1–2% охвата двигательной активностью (ежедневно до 30 мин);
- создать условия для обеспечения доступности безопасных пищевых продуктов в достаточном количестве и ассортименте каждому гражданину Украины, удовлетворяя его потребности в полноценном питании;
- уменьшить отрицательные последствия употребления алкоголя в обществе, в том числе путем снижения на 100% потребления крепких алкогольных напитков детьми в возрасте до 18 лет;
- создать условия, способствующие уменьшению табакокурения и наркозависимости, воздействия табачного дыма путем уменьшения распространенности курения среди взрослого населения с 41 до 25%.
Опыт внедрения принятых Государственных программ, применение общегосударственных мероприятий позволяет достичь соответствующей эффективности в профилактике болезней и борьбе с ними.
Выполнение Национальной программы по профилактике и лечению АГ, внедрение новых методик исследований в практику лечебно-профилактических учреждений Украины дало возможность улучшить выявляемость болезней системы кровообращения среди населения в 2 раза.
В структуре распространенности болезней системы кровообращения среди всего населения 1-е место занимает АГ (45,8%), 2-е — ИБС (33,7%), 3-е — цереброваскулярная патология (13,3%). Аналогичные показатели и по заболеваемости.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о чрезвычайной распространенности факторов риска сердечно-сосудистых и сосудистых заболеваний мозга в Украине: преобладающая часть населения проживает в условиях хронического стресса, у 56,8% — избыточная масса тела, 44% мужчин и 16,5% женщин курят.
Существенные отличия выявляются в показателях заболеваемости и распространенности болезней системы кровообращения среди населения трудоспособного возраста городского и сельского населения. Объем диспансерного наблюдения во многих регионах намного меньше, чем в среднем по Украине. Поэтому кардиологам, терапевтам, семейным врачам необходимо обратить особое внимание на своевременное выявление патологии, проведение адекватного обследования и лечения согласно стандартам для улучшения данных показателей.
Одну из ведущих патологий в структуре заболеваемости и распространенности болезней системы кровообращения занимает АГ. За последние 10 лет ее распространенность повысилась в 2 раза, а заболеваемость — в 2,5 раза, что является следствием активной работы по выявлению АГ в пределах Национальной программы. В данное время показатели по Украине приближаются к европейским и соответствуют данным контрольных эпидемиологических исследований. Среди лиц, у которых впервые выявлена АГ, 78,8% составляют больные трудоспособного возраста. Почти во всех регионах за 10-летний период (как следствие раннего выявления патологии и адекватного лечения) снизился показатель первичной инвалидности с 1,7 до 0,9 на 10 тыс. населения.
ИБС занимает 2-е место (после цереброваскулярной патологии) среди причин, приводящих к преждевременной смертности, в структуре инвалидности от болезней системы кровообращения как среди всего взрослого, так и населения трудоспособного возраста.
По распространенности и социальной значимости 1-е место занимают цереброваскулярные болезни. Среди пациентов с цереброваскулярной патологией 80% составляют лица пенсионного возраста. За последние 10 лет количество таких пациентов увеличилось в 1,6 раза. Рост этой патологии происходит за счет больных с хроническими прогрессирующими формами сосудистой мозговой недостаточности.
Особую обеспокоенность вызывает значительная доля первичной инвалидности при цереброваскулярной патологии среди трудоспособного населения. В этой возрастной группе населения смертность от сосудистых поражений мозга занимает 2-е место (19%); доля смертности трудоспособного населения по отношению ко всем умершим от цереброваскулярной патологии составляет 16,8%.
Наиболее тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга является инсульт. Ежегодно у 100–120 тыс. жителей Украины его диагностируют впервые. Следует отметить, что И инсультов регистрируют у лиц трудоспособного возраста. В Европе этот показатель составляет в среднем 200 на 100 тыс. населения. Как положительный факт следует отметить, что количество инсультов в нашей стране с 2000 г. несколько уменьшилось и стабилизировалось. Это связано с выполнением Национальной программы лечения и профилактики АГ и более взвешенным отношением к установлению диагноза.
Инсульт является 2-й причиной смерти в мире и 3-й — в развитых странах после болезней системы кровообращения. В Европе летальность при инсультах колеблется от 63,5 (мужчины, Швейцария) до 273,4 (женщины, Россия) на 100 тыс. населения. Следует отметить, что в Украине смертность от инсультов среди мужчин в 1,5 раза, а среди женщин в 2 раза выше. Показатель 30-дневной летальности составляет около 35%, а на протяжении года умирает каждый 2-й больной, при этом из числа выживших 25–30% остаются инвалидами, к трудовой деятельности возвращаются не более 10–12%, 50% — нуждаются в посторонней помощи, что является общегосударственной проблемой.
Одной из причин неудовлетворительного состояния лечения больных инсультом является отсутствие единого системного подхода к решению этой проблемы; отсутствие специализированных неврологических отделений для больных с инсультом во многих областях, а в существующих — низкая эффективность их работы; отсутствие единой стратегии, жесткое выполнение которой было бы обязательным для всех специалистов при лечении этих больных; недостаточная осведомленность как врачей, так и населения в целом, вследствие чего не используются в полной мере профилактические мероприятия, поздно назначается и нерационально проводится лечение. Часть больных инсультом вообще не госпитализируется в стационары, что приводит к повышению смертности и инвалидности.
Одной из проблем является состояние предоставления нейрохирургической помощи при сосудистых поражениях головного мозга. При общем количестве мозговых инсультов в Украине около 120–130 тыс. в год в нейрохирургических учреждениях проходят лечение всего до 4% больных, из которых оперативное лечение проводится только у около ⅓ пациентов.
Таким образом, в настоящее время появились и приобретают силу новые тенденции, которые в определенной степени обусловлены проблемами реформирования системы здравоохранения согласно развитию рыночных отношений.
Для улучшения эпидемиологической ситуации относительно сердечно-сосудистых и сосудистых мозговых заболеваний необходимо провести ряд мероприятий:
- внедрение системы поэтапного предоставления помощи — от семейного врача к специализированному учреждению в соответствии со стандартами;
- проведение мероприятий по повышению своевременной госпитализации больных в специализированные отделения;
- обеспечение специализированных отделений современным медицинским оборудованием, соответствующим набором медикаментов и специалистами, прошедшими надлежащую подготовку;
- создание в каждой области сети реабилитационных отделений;
- более широкое внедрение инвазивных методов лечения, выполнение оперативных вмешательств на магистральных сосудах головы и шеи с целью предотвращения развития тяжелых мозговых инсультов;
- внедрение принципов первичной и вторичной профилактики;
- для определения истинной эпидемиологической ситуации, улучшения профилактических мероприятий и эффективности лечения ввести реестры на государственном уровне.
Государственная поддержка предотвращения смертности и инвалидности взрослого и трудоспособного населения вследствие сердечно-сосудистых и сосудистых мозговых заболеваний основана на том, что профилактическая работа значительно более эффективна, чем клинический подход к решению проблем. Разрыв, существующий между профилактической и клинической медициной сегодня, и подход к принципам профилактики хронических неинфекционных болезней вообще и сердечно-сосудистых в частности не дает возможности на современном этапе развития общества повысить уровень здоровья населения Украины в такой степени, как это достигнуто во многих развитых странах. Несомненно, для первичной профилактики необходимы большие материальные ресурсы, но в любом случае это значительно меньше того ущерба, которое наносит обществу рост заболеваемости.
Мировое развитие рассматривается как «взаимосвязь между здоровьем человека, политикой в области здравоохранения и экономическим развитием». С целью обеспечения его условий правительства стран должны решать следующие задачи:
- создать экономический климат для самостоятельного укрепления здоровья граждан за счет улучшения их благосостояния;
- направить государственные средства на оздоровление общества и предоставление медицинской помощи, в первую очередь наиболее бедной его части;
- привлечь к финансированию мероприятий по организации здравоохранения все источники, в том числе международное сообщество.
Это требует разработки и принятия законодательных нормативных актов относительно:
- обеспечения рождения генетически здорового поколения с механизмом экономической заинтересованности граждан в его увеличении;
- гарантированной охраны здоровья с предусмотрением всесторонней ответственности за нанесение вреда здоровью;
- предусмотрения выплаты компенсации работодателями работающим во вредных производственных условиях;
- внедрения обязательного медицинского страхования граждан с персонифицированным учетом сохранения средств, то есть экономической профилактики сохранения и улучшения здоровья;
- предоставления гарантированной медицинской неотложной помощи как минимальной, которая обеспечивается гражданам государством.
Медицинская помощь как система специальных медицинских учреждений и средств, способствующих сохранению здоровья, предотвращению заболеваний и предупреждению преждевременной смерти, обеспечению активной жизнедеятельности и трудоспособности человека на протяжении жизни, должна иметь соответствующую экономическую базу и ресурсы для осуществления планируемых мероприятий. Необходимо также четкое разграничение мероприятий, обеспечивающихся за счет и под ответственность государства и непосредственно граждан.
Результаты проведенного расчета показали, что для обеспечения медицинской помощи в пределах лишь уровня 1990 г. (150 дол. США в год на 1 жителя) необходимо ежегодное финансирование в сумме не менее 37,5 млрд грн.
В большинстве других стран затраты составляют 1500–3500 дол. Увеличение финансирования позволит предусмотреть средства на решение вопросов, связанных с трансплантацией органов, внедрением института семейной медицины, создание информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций и т.п.
Значительное увеличение финансирования системы здравоохранения в Украине до уровня развитых стран безусловно ожидать сложно, но существенное улучшение просто необходимо. Для этого должны быть использованы различные источники как внутренние, так и внешние, а также приняты соответствующие радикальные мероприятия по более рациональному использованию существующих средств. Уже сейчас наблюдается тенденция увеличения объема внебюджетных поступлений.
Для обеспечения надлежащего здоровья нации должен быть государственный заказ с четким регулированием отношений микроэкономики (пациент — медицинский работник — медицинское учреждение). Экономика здравоохранения должна быть направлена на основной фактор производства — рабочую силу и быть неотъемлемой составляющей экономики государства в целом.
Стационарная помощь в лечении больных является наиболее значимой по затратам, наиболее требовательной по обеспечению условий, сложной по морально-психологическому влиянию, а потому этот вид медицинской помощи нуждается в дифференцированном подходе. В разных странах она отличается по объему, доле в финансировании системы здравоохранения, существенными особенностями среднего пребывания больного на койке.
В то время как доля затрат на стационарную помощь в общих затратах здравоохранения по данным ВОЗ в Германии составляла 36,1% (682 дол.), Великобритании — 43,9% (508 дол.), Франции — 44,4% (815 дол.), Финляндии — 44,7% (815 дол.), Швеции — 49,5% (1062 дол.), в Украине — 70–75%.
Средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре в Украине больше, чем в других странах: в Венгрии — 11,3, Франции — 11,7, Англии — 12,3, Болгарии — 13,6, Германии — 15,8 дня; в регионах Украины — 13,5–18,5, в среднем — 16,9 дня.
Следовательно, более эффективная работа койки, уменьшение средней продолжительности пребывания пациента в стационаре хотя бы на 20%, а также расширение сети дневных стационаров и стационаров на дому даст возможность уменьшить затраты на стационарную помощь, что соответствует практике других стран, а также возможность перераспределения соответствующих ассигнований и увеличения социальной помощи путем создания сети социальных учреждений, которых в Украине в настоящее время недостаточно.
С целью повышения качества медицинской помощи следует реформировать систему подготовки медицинских кадров, целесообразно ввести обучение на условиях контракта (50% обучаемых от потребности) с возможностью перевода в дальнейшем лучших студентов на обучение за государственный счет и, наоборот, студентов с неудовлетворительными успехами — за собственный счет.
Существующая система (с учетом важных общественно-политических и экономических изменений в современных условиях) нуждается в соответствующей адаптации для обеспечения ее качественного улучшения. Задача состоит в выборе оптимальной модели с учетом отечественного и зарубежного опыта: при минимальных экономических затратах — наиболее эффективный результат.
Необходимо прежде всего определить ключевые принципы медицинской помощи применительно к условиям нашего общества:
- комплексная организация медицинской помощи населению;
- максимальная доступность всему населению;
- преобладание профилактической направленности в организации работы;
- обеспечение неотложной медицинской помощи больным, уменьшение количества социально опасных заболеваний, сохранение имеющегося уровня состояния здоровья народа в данное время;
- определение наиболее оптимальной модели системы, учитывая особенности исторического, психологического, социального и экономического развития страны и ее перспектив.
В случае ограниченных возможностей государственного бюджета необходимо привлекать целевые инвестиции на реализацию наиболее актуальных проблем (по предложению Министерства здравоохранения Украины), составляющих угрозу общественному здоровью.
Совокупно эти средства должны реально обеспечивать Национальную программу сохранения и улучшение здоровья населения исходя из основных принципов организации системы здравоохранения в стране.
Комплексное решение медико-социальных проблем общества является основным условием сохранения и улучшения уровня здоровья населения и увеличения средней продолжительности жизни граждан.
ЛИТЕРАТУРА
- Коваленко В.М., Криштопа Б.П., Корнацький В.М. (2002) Проблема здоров’я та оптимізації медичної допомоги населенню України. Моріон, Київ, 202 с.
- Корнацький В.М. (2006) Проблеми здоров’я суспільства та продовження життя. Ферзь-ТА, Київ, 136 с.
- Гайдаєв Ю.О., Корнацький В.М. (2007) Державні цiльовi програми покращання здоров’я народу. Укрмедкнига, Тернопіль, 208 с.
- Health for all (2003) Date Base. Copenhagen: WHO Regional Office Europe Update, 315 p.
- Health for all (2004) Statistical Data Base, Vers. D.1&2. Copenhagen. Vol. 1&2, 453 р.