Джеймс Гилрей, 1757–1815
Джеймс Гилрей. «Подагра», 1799. Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Джеймс Гилрей. «Пунш лечит подагру, колики и туберкулез». Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Подагра (дословно «нога в капкане») известна медицине уже несколько тысяч лет как болезнь «ошибок обмена веществ». Однако, несмотря на солидный стаж сосуществования с человеком, трудно найти другое заболевание, которое обросло бы таким количеством ошибочных мнений и предрассудков. Подагрой называют, например, деформацию стопы («косточки»), а также артроз, который почему-то даже некоторые врачи трактуют как «отложение солей», что абсолютно неверно. Трудно также найти заболевание, которое имеет столько «художественных» названий и эпитетов: «болезнь королей, гениев, аристократов, изобилия», «панская хворь», «барская болезнь», «пиратская болезнь», «капля яда».
Классическую клиническую картину отражают старинные карикатуры на медицинскую тематику талантливого английского карикатуриста Джеймса Гилрея, известного своими политическими карикатурами, который превратил карикатуру в самостоятельный вид искусства. В возрасте 49 лет он начал слепнуть, а потом и злоупотреблять алкоголем. Подагра стала его спутницей и наказанием (карой)…
Ганс Бургмайер. «Три пациента пришли лечиться», 1532. Гравюра на дереве
Гравюра отражает страдания, связанные с поражением суставов и острыми приступами суставной боли, что носило в средневековье одно название — «подагра». В верхнем левом углу картины врач оказывает помощь больному (предмет внимания — суставы правой ноги). В центре на носилках зажиточный пациент с симметричными выраженными отеками голеней и стоп, относительно генезиса которых остается лишь гадать (полиартрит? нарушения кровообращения?..) Но взгляд привлекает и нищий — старик в обмотках с костылем и палицей, который согнулся «в три погибели» и еле-еле «тянет» правую ногу. Таковы различные варианты и стадии эволюции суставного синдрома…
Ян Стен. Автопортрет, 1670. Рейксмузеум, Амстердам
Ян Хавикзоон Стен (1626—1679) — один из наиболее выдающихся голландских жанристов эпохи барокко. Он считается одним из самых остроумных мастеров жанровой живописи и самым популярным из всех голландских жанристов. В своих работах Я. Стен всегда преследовал этически-поучительную цель, которую отображал в повествовательном анекдотическом стиле, часто при помощи брутальных образов народного юмора.
Ян Стен. «Больной старик». Третья четверть XVII ст. Дерево, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Будничная сцена в корчме. В центре — духом страдания, сочувствия и милосердия связаны три фигуры. На переднем плане — разбитые яйца, таинственный смысл любовных предложений того времени. Исторический и профессиональный интерес на картине представляют сохраненные кистью художника клинические симптомы суставного синдрома у больного старика — жестокой болезненной подагры. Типична ли подагра у бедняков? Интересно, что профессор Григорий Антонович Захарьин еще в 1893 г. подчеркивал: «… у лиц, которые живут в тяжелой, полной несчастий и ограничений обстановке, часто бывает подагра особенного типа, так называемая атопическая…». Эпицентр внимания и сочувствия в сюжете: интенсивная боль в левом голеностопном суставе (просторная обувь без задника, не соответствующая сезонной одежде, облегчение на возвышении как признаки одностороннего отека и воспаления, нарушение функции, ограничение движения, необходимость пользоваться палкой — все признаки артрита). Со времен Гиппократа и до начала ХХ века все суставные проблемы именовались «подагрой» — вот уж действительно «нога в капкане».
Уильям Хогарт. «Художник и его мопс». Автопортрет, 1745
Примечательны детали на полотнах европейской живописи XVII–XVIII вв., составляющие предмет профессиональной врачебной заинтересованности: мужчины зажиточного и не очень сословия, зрелого и пожилого возраста с проблемами одностороннего поражения суставов нижних конечностей (суставы стопы, коленные суставы) с вынужденным положением конечности, как правило, на «удобном стульчике» и подушечке, палицы, костыли, что является достаточно типичным для подагры.
Уильям Хогарт (1697–1764) — английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Он наблюдал жизнь людей разного материального достатка, которые принадлежали ко всем слоям общества, и был не только талантливым портретистом, но и моралистом и сатириком. В искусстве У. Хогарта, вне всякого сомнения, важное место принадлежит юмору. Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях
«Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками XVIII ст.
Уильям Хогарт (1697–1764). «Брачный контракт», 1743. Полотно. Масло. Национальная галерея, Лондон, Великобритания
На первом полотне У. Хогарта серии «Модный брак», с весьма актуальным для института семьи XXI ст. названием «Брачный контракт», предмет профессиональной заинтересованности врача — глава семейства, представитель зажиточного слоя общества зрелого возраста, с проблемами суставов нижних конечностей (правая стопа, левый коленный сустав), с вынужденным положением конечности на элегантном стульчике и «удобной» подушечке, которая, наверное, облегчает боль, палки и костыли, которые сопровождают больного, подчеркивая значительное нарушение функции, являются весьма характерными признаками подагры. В мясном рационе средневековой знати к тому же преобладала дичь, воду заменяло вино. Обжорство, «винопитие», самодовольное «брюшко»… Вот что характеризовало социальные и бытовые приоритеты, а следовательно, и фенотип зажиточных слоев общества. Главный персонаж полотна, горделиво привлекая внимание к генеалогическому древу своего семейства, позволяет нам лишь усмехнуться вместе с художником при мысли о наследовании склонности к нарушению обмена веществ и мочевой кислоты в частности (типичный фенотип пациента с метаболическим синдромом и высоким сердечно-сосудистым риском)…
Франс Франкен Второй. Автопортрет
Франс Франкен Второй (1581–1642) — фламандский живописец, наиболее талантливый представитель семьи фламандских художников, пять поколений которой были известны в XVI и XVII ст. После выхода из отцовской школы посетил Италию и получил там прозвище «дон Франческо». По возвращению в Антверпен был принят мастером в гильдию св. Луки и с 1615 г. стал ее старшиной, сменив собственного отца. Подобно своему отцу, писал картины исключительно небольших размеров на религиозные, исторические, мифологические и жанровые темы, отличаясь чудесным, тонко проработанным рисунком, тщательным выполнением деталей.
Франс Франкен Второй. «Смерть и торговец», 1620. Антверпен
На переднем плане картины зажиточный гражданин почтенного возраста, за которым пришла Смерть. Он тщетно старается откупиться ценными бумагами, драгоценностями, золотом. Но реквием звучит безжалостно и настойчиво…
В этом плане заслуживают внимания не только пропедевтические признаки биологического возраста, но поза «осужденного» с больной стопой, которая покоится на подушечке и маленьком стульчике. Эти признаки являются весьма характерными в XVII, XVIII ст. для страдающих подагрой, которая отягощает приговор. Смерть не помилует и молодого человека на заднем плане картины в освещенной солнцем прорези арки, который отдает предпочтение излишествам и пороку, но все-таки старается привести свои сомнительные аргументы. Этот сюжет и сегодня напоминает, что все мы находимся перед лицом неминуемой смерти и должны всегда думать о том, что придется держать ответ за лень, излишества в еде, употреблении алкоголя… У каждого свои песочные часы…
Иероним Босх. Автопортрет, ок. 1510. Карандаш. Сангина. Муниципальная библиотека, Аррас
Иероним Босх. Столешница «Семь смертных грехов», 1485. Дерево. Масло. Прадо. Мадрид
Ерун ван Акен (1450–1516), больше известный как Иероним Босх, — нидерландский художник, один из величайших мастеров Северного Возрождения, самый загадочный живописец в истории западного искусства. Ранние работы Босха сохраняют актуальные и сегодня элементы сатиры, иронии и носят ярко выраженный поучительный характер. Поучительный аспект искусства Босха, наглядно отображенный в росписи панно с «программным» названием «Семь смертных грехов», весьма важен с позиции проблем здоровья общества и каждого человека сегодня, в XXI в.
Семь смертных грехов: гордыня, корыстолюбие, зависть, злопамятность, блуд, чревоугодие, беззаботность (по книге «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной с прибавлением слова Святого Иоанна Дамаскина о святых иконах и изложением веры, по откровению Святого Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского»).
Иероним Босх. Столешница «Семь смертных грехов». Деталь: Невоздержанность, 1475–1480. Дерево. Масло
Большой шутник и реалист, великий Иероним Босх на удивление точно отображает культуру потребления пищи средним слоем общества своего времени. Невоздержанность во всем: чревоугодие, пьянство без меры вплоть до разгула… Культура потребления пищи (дичь, горшки с вином…), семейные традиции, личный пример отца… И расплата: проблемы со здоровьем, в первую очередь, заболевания костно-мышечной системы — костыли, палки, повязки… На первом плане — фенотипический образ хозяина жилища, такого себе «Джо XV столетия» — прототипа «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, вероятно, со всеми факторами рисков сердечно-сосудистых событий и, в первую очередь, абдоминальным ожирением с объемом талии более 102 см, проблемами суставов нижних конечностей (весомым может быть предположение и о гиперурикемии и подагре). Такая же суставная проблема и у типичного астеника на полотне справа с огромным, не соответствующим ему по размеру, кувшином вина, огрызком кости в кармане и выраженной односторонней припухлостью свода левой стопы, повязкой на правом колене, что не позволяет не думать о подагре…
«Автопортрет с товарищем», 1517–1519. Полотно. Масло. Луврский музей. Париж
Рафаэль Санти. Автопортрет. Деталь картины
Рафаэль санти (1483–1520) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упоминается как самостоятельный мастер в 1500 г. В 1504–1508 гг. работал во Флоренции. В конце 1508 г. по приглашению Папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, которые работали при дворе Юлия II и его преемника Льва Х. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной вдохновенностью воплощал жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными.
Рафаэль. «Афинская школа» (Философия), 1509–1511. Фреска. Станца делла Сеньятура, кабинет Папы Римского
В 1508 г. по приглашению Папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509–1511) Рафаэль представил четыре отрасли человеческой деятельности: богословие («Диспут»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. «Афинская школа» — великое произведение Рафаэля, которое прославляет силу разума, охватывающую весь мир. Фреска воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между разными направлениями философии и науки — относится к наиважнейшим идеям гуманистов. Под сводами величественного сооружения группами разместились древнегреческие философы и ученые. В центре композиции находятся Платон и Аристотель, которые воплощают античную мудрость и представляют две школы философии. Платон указывает пальцем на поднебесье, Аристотель простер руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, возле подножия ступеней, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Коренастый человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках расположился Диоген. Справа Эвклид, склонившись над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Уровни ступеней символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Эвклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Немного правее — сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено более 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
Кто есть кто на фреске «Афинская школа»?
1 — Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
2 — Пифагор
3 — Диоген Лаэртский
4 — Микеланджело в образе Гераклита
5 — Автопортрет
6 — Эпикур
7 — Александр Македонский
8 — Сократ
9 — Эвклид
Рафаэль Санти. «Афинская школа». Деталь
Выдающимся философам Афин Рафаэль придал сходство с мастерами итальянского Возрождения. К сожалению, удалось идентифицировать лишь некоторых, наиболее известных. Например, в самом центре изображены два философа. Философ слева — Платон, он имеет портретное сходство с Леонардо да Винчи. Один из юношей слева — сам Рафаэль. И Леонардо, и Рафаэля было легко узнать по их автопортретам. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного автопортрета Микеланджело в зрелом возрасте. Тем не менее удалось установить, что Микеланджело изображен на переднем плане картины в образе Гераклита. На протяжении длительного времени исследователи допускали, что эта могучая одинокая фигура задумчивого философа на полотне Рафаэля — портрет Микеланджело. Но уверенность в этом появилась, когда было замечено, что оба колена Гераклита имеют ярко выраженные признаки подагры, которой в то время болел Микеланджело. Вот так выглядел Микеланджело Буонарроти… На правом колене Микеланджело четко видны особые, выразительные выпуклости, скорее всего — подагрические узлы — отложения солей мочевой кислоты. Немало поспособствовали «своевременной» диагностике и письма больного, где он жаловался на камни в почках, — что в соединении с узлами является очень характерным для подагры признаком. Кроме того, погруженный в работу живописец часто долгими неделями держался единственно на хлебе и вине. Эта «диета» в соединении с влиянием свинца белил могла быть причиной и провоцировать приступы болезни. На фоне этих фактов диагноз Микеланджело выглядит уже более обоснованным.
Томас Лоуренс. «Портрет Генри Уильяма Банбери», 1789. Национальная портретная галерея, Лондон
«Легкий юмор» карикатуры относительно способа жизни как в XVIII, так и в XX, да и в начале XXI столетий точно характеризует стереотип пациентов с метаболическим синдромом, «типичных подагриков», со значительными факторами рисков сердечно-сосудистых катастроф и неблагоприятного прогноза для жизни…
Генри Уильям Банбери (1750–1811) — английский художник, автор юмористических рисунков и карикатур. Еще учась в Вестминстерской школе Лондона, он начал рисовать характерные юмористические карикатуры. Его считали карикатуристом-джентльменом, а произведения были далеки от политики и злобы.
Генри Уильям Банбери. «Происхождение подагры». Национальная медицинская библиотека, США
На английской гравюре конца XVIII ст. Ричардом Ньютоном (1790) в аллегорической форме «типичный подагрик» изображен дородным, со всеми признаками тяжелого нарушения обмена веществ, который даже вопреки смертельной угрозе не поступится своими пристрастиями…
J. Sidebotham. «Новый метод седлания лошади назло подагре», 1816. Цветная гравюра. Бодлианская Библиотека Оксфордского университета, Великобритания
Принцу-регенту, страдающему подагрой, помогают оседлать лошадь с помощью сложного приспособления у павильона в восточном стиле в Кью Гарденс. Этот карикатурный образ принца, с трудом водружаемого на лошадь, отражает истинное, саркастическое отношение к больным подагрой представителям имущего класса, и собственно к подагре как истинному атрибуту власти, богатства и порока.
Джордж Генри Гарлоу. «Портрет Томаса Роулендсона». Набросок карандашом, 1814. Национальная портретная галерея, Лондон
Томас Роулендсон (1756–1827) — английский художник-карикатурист, офортист и живописец. Учился в Королевской академии художеств в Лондоне и рисовальной школе в Париже, где в 1772–1775 гг. посещал Королевскую академию живописи и скульптуры. Создавал произведения в техниках офорта и перового рисунка тростниковым пером (в обоих случаях с раскраской акварелью) полные жизнерадостно-язвительного юмора карикатуры (в том числе виртуозно скомпонованные массовые сцены), высмеивающие нравы дворянского и буржуазного общества.
Томас Роулендсон (1756–1827). «Консультация или Последняя надежда», 1808. Национальная медицинская библиотека, США
Врачи с обескураживающим выражением на лицах собрались вокруг «бедного» страдающего подагрой пациента, явно выражающего скептицизм и недоверие и эскулапам, и медицине, которая на протяжении веков безнадежно пыталась справиться с этой разрушительной болезнью. Жизнь семьи больного подагрой также становилась немыслимой…
Томас Роулендсон. «Комфорт для подагры», 1808. S.W. Fores, Лондон
Фокус представлений о подагре, как о страдании знати, изобилия и распутной жизни, превращающего человека в раба самоуничтожающих удовольствий, хорошо представлен множеством карикатур социального (в т.ч. политического) и медицинского толка начала XIX столетия.
«Прыжок из Парижа в Лилль. 100 дней Наполеона в картинках, или карикатуры», 1815
Сторонники Бонапарта сохранили в карикатурах того времени историческую реальность «100 дней» его повторного воцарения (1815). Бедный французский король, Людовик XVIII, страдающий подагрой, хромая, бежит от Наполеона. Примечательно, что образ короля Франции весьма типичен для пациента с фенотипическими признаками метаболического синдрома: абдоминальный тип ожирения, подагрическая стопа, вот уж воистину «королевские проблемы»… Известно, что Людовик XVIII, последний из Бурбонов, на склоне лет страдал тяжелой формой подагры и практически был прикован к креслу. Умер от гангрены обеих ног в возрасте 69 лет.
G. Sauley. «Подагра или одно из жизненных бедствий», 1806. Р. Аккерман, Лондон
Трагедия существования с подагрой: мучительные приступы болезни и ее неумолимое прогрессирование, вызывали немало унижений для ею страдающих на протяжении столетий. Они были объектом для насмешек, но не состраданий, несмотря на печальную участь. Злобное выражение раскрасневшегося лица как отчаяние от боли (сравнимое лишь со страхом чумы), перебинтованная нога у толстяка с крайней степенью абдоминального ожирения на этой карикатуре являются как бы знаком осуждения и позора…
Неизвестный автор. «Портрет Джорджа Крукшанка», 1836. Национальная портретная галерея, Лондон
Джордж Крукшанк (1792–1878) — английский иллюстратор и карикатурист, ведущий мастер книжной иллюстрации и сатирико-политической карикатуры XIX в. За свою долгую жизнь он проиллюстрировал более 850 книг. С годами в творчестве Д. Крукшанка нарастал назидательный элемент. Получил известность благодаря политическим гравюрам критического толка в адрес королевской семьи и ведущих политиков, на которых отмечают и характерную деталь болезни «властителей мира» — пораженную подагрой ногу.
Джордж Крукшанк. «Первое знакомство с подагрой». Цветная литография, 1808. S.W. Fores, Лондон
Потворствующий своим желаниям мужчина страдает обжорством и подагрой: боль сопоставима с обжигающими раскаленными углями, которые чертенок достал по случаю из камина. Жанровую сценку дополняет картина на стене, изображающая извержение вулкана, которая весьма удачно символизирует дебют приступа подагры.
Джордж Крукшанк. «Крестьяне вышвыривают мусор». Офорт, акварель, 1819. Британский музей. Каталог политической и персональной сатиры, Лондон
Представители народного освободительного движения с насмешками изгоняют «власть имущих»: адвоката, врача и викария, больного подагрой, из своей деревни.
Айзек Крукшанк. Портрет Вудворда Джорджа Мотара (передний план, автор на заднем плане). «Экскурсии в эксцентрику, или литературные и изобразительные наброски», 1816
Вудворд Джордж Мотар. «Мужчины и муха». Офорт, акварель, 1796. Британский музей. Каталог политической и персональной сатиры, Лондон
Вудворд Джордж Мотар (1760–1809) — британский карикатурист-аматор конца XVIII в. Получил прозвище «Джордж горчица» (Mustard George) за эксцентричный характер и несколько грубый, но энергичный стиль. Вудворд является одним из основоположников направления в британской карикатуре «юмор ради юмора». Хотя его гравюры местами грубы и экстравагантны, они демонстрируют богатство фантазии и понимание автором характера персонажей. Некоторые из них интересны для понимания проявлений и характера боли при подагре («Мужчины и муха»), а также ее роли в состоянии здоровья британского общества конца XVIII в. («Подарки сезона!!!»).
На гравюре изображены мужчины с подагрой и ожирением в ночных колпаках, которые с ужасом следят за полетом мухи в страхе, что она может «приземлиться» на их пораженные подагрой конечности. Малейшее прикосновение (мухи!) представляет угрозу обострения нестерпимой боли.
Вудворд Джордж Мотар. «Подарки сезона!!!» Офорт, акварель, 1796. Британский музей. Каталог политической и персональной сатиры, Лондон
На карикатуре запечатлен дряхлый мужчина, терзаемый подагрой, катаром и ревматизмом, тремя демонами наиболее распространенных в то время сезонных болезней (слева направо).
Вудворд Джордж Мотар. «Неожиданный визит». Офорт, акварель, 1799. S.W. Fores, Лондон
В центре сюжета — «роковая» трапеза. Пациент с подагрой не слышит предостережений, он ненасытен… И смерть неумолима. Появление скелета из супницы символизирует одну из основных причин подагры — пищевые излишества.
Уильям Хит. «Весь мир театр». Офорт, акварель, 1824. Британский музей. Каталог политической и персональной сатиры, Лондон
Уильям Хит. «Изменение во главе дел». Офорт, акварель, 1826–1830. Британский музей. Каталог политической и персональной сатиры, Лондон
Уильям Хит (1795–1840) — британский художник, гравер, карикатурист. Хорошо известен благодаря опубликованным гравюрам, которые включали карикатуры, политические этюды и наброски современной жизни. Вместе с Д. Крукшанком он завершил золотой век английского сатирического искусства. В центре его композиций часто оказывались знаменитые высокопоставленные представители того времени, одним из которых был Георг IV. Он был всегда изображен с ногой в бандаже на специальной подушечке (типичная подагрическая зарисовка). Акварели документируют эволюцию подагры: один за другим вовлекаются в патологический процесс новые суставы, ограничивая подвижность ее обладателя и формируя поведенческое безразличие к себе и всем нормам этикета…
Уолтер Снейд (1809–1888). «Подагра». Акварель
Уолтер Снейд (1809–1888) — британский карикатурист-аматор. На его акварели сцена из жизни «благородного семейства». Глава семейства с надеждой смотрит на сидящего напротив доктора, указывая на предмет своих страданий. Не в меру упитанный пациент аккуратно уложил больную ногу на подушечку поверх «подагрического» стульчика. Обращает на себя внимание увеличенный в объеме первый плюснефаланговый сустав большого пальца правой стопы. Поразительна наблюдательность автора и удивительная точность в отражении сути страдания: очевидны все пять признаков воспаления — эритема (rubor), припухлость (tumor), боль (dolor), нарушение функции (functio laesa), а при прикосновении мы, скорее всего бы ощутили и …локальное повышение температуры (calor).
Цветная вкладка к «Альманаху Рафаэля и пророческому вестнику», изданному Робертом Кроссом Смитом, 1836
Рафаэль (1795–1832) — псевдоним крупнейшего английского астролога начала XIX в. Роберта Кросса Смита. Основал в 1821 г. периодическое издание «Альманах Рафаэля и пророческий вестник», сразу ставшее популярным и ныне издающееся ежегодно под названием «Альманах Рафаэля». На цветном вкладыше этого издания изображены наиболее популярные в XIX в. ужасающие апокалиптические сцены, обсуждаемые властью и общественностью: угрожающая Земле комета, все испепеляющие молнии, смертоносная война, извержение вулканов и … приступ подагры как стихийное бедствие!
Сальвадор Дали. Автопортрет, ок. 1921. Полотно. Масло. Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург
Сальвадор Фелип Жасинт Дали (1904–1989) — испанский живописец, график, скульптор, декоратор, ювелир, дизайнер, один из величайших гениев эпохи сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные неудержимой фантазией и виртуозной техникой исполнения, являются фантасмагориями, в которых наиболее противоестественным ситуациям и соединениям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Жизнь художника была таким же произведением искусства, как и его творения.
Сальвадор Дали. «Искушение», 1941. Полотно. Масло. Театр-музей Дали. Фигерас, Испания
Сальвадор Дали. Театр-музей Дали, потолок гостиной. Фигерас, Испания
Сальвадор Дали, великий сюрреалист, в 70-х годах ХХ ст. создал в Фигерасе собственный театр-музей, самый сюрреалистический экспонат в мире. Потолок в гостиной расписан Дали с идеей их постоянного с Галой присутствия и полета ввысь. Гала, настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова, — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и единственная женская модель Сальвадора Дали. В 1929 г. визит Галы Элюар к молодому каталонскому художнику Дали в Кадакас был как удар молнии для обоих. Любовь настигла как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше нее на 10 лет. Гала становится главным вдохновением художника, который не перестает ее превозносить и представлять как живой миф и икону того времени. В то же время Дали весьма реалистичен. Он демонстрирует нам детали ее суставных проблем, подчеркивая значимость и естественность деформированной старой обуви. Первый плюснефаланговый сустав левой стопы Галы позволяет выразить предположение о типичной подагрической стопе (?)…
Сальвадор Дали. Автопортрет с рафаэлевской шеей, ок. 1920–1921. Полотно, масло
Галерея картин Сальвадора Дали отражает переживания художника в связи с предчувствием гражданской войны в Испании и фашистским режимом в Европе. Человеческие душевные и физические страдания связаны, прежде всего, с отображением на полотне БОЛИ и в первую очередь суставного синдрома… Характер деформации суставов кисти, коленных суставов и суставов стоп ассоциируется с таковым при подагрическом поражении. В познавательном и диагностическом плане примечателен философский принцип глубокого психологического анализа Дали в образах с раскрытыми ящиками и шкафчиками, с «предложением» заглянуть внутрь проблем человека, познать их суть.
«Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал неисчислимо».
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали. «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны», 1936. Музей изобразительных искусств, Филадельфия
Видения художника появляются на его полотнах как кошмарная реальность. Свой художественный метод мастер называл «параноидально-критическим». В картинах, написанных в критически-иллюзорной манере, призванной убедить зрителя в достоверности изображенного, фигуры и предметы растягиваются, растворяются, превращаются в другие. Переживания по поводу гражданской войны в Испании Дали выразил и в «Мягкой конструкции с вареными бобами: предчувствие гражданской войны». Страдания, боль, отраженные в эмоциях изуродованного человека, ассоциируются на этом полотне с суставным синдромом: деформированными суставами конечностей.
Сальвадор Дали. «Философ, освещенный месяцем и убывающим солнцем», 1939. Полотно, масло
Сальвадор Дали. «Осенний каннибализм», 1936. Полотно
Сальвадор Дали. «Антропоморфный шкафчик», 1936. Дерево, масло
Айвен Олбрайт. 1897–1983. Автопортрет в Грузии. Дерево, масло, 1967. Институт американского искусства, Огайо
Айвен Олбрайт (1897–1983) — известный американский художник, представитель магического реализма, американского стиля искусства с обертонами сюрреализма. Интересен таинственный характер его пейзажей и натюрмортов, портретов и автопортретов. Работы А. Олбрайта сфокусированы на нескольких темах, в частности, смерть, жизнь, материальное и духовное. Он писал очень сложные работы, и их названия соответствуют их сложности…
Айвен Олбрайт. «На кухне фермера», ок. 1934. Полотно, масло. Смитсоновский американский художественный музей
В характерном образе пожилой женщины, изнуренной тяжелым трудом, изображенной А. Олбрайтом в будничной обстановке нелегкой жизни, особенно выразительно отношение художника к ее натруженным рукам: множественные деформации, припухлость и цветовые акценты, которые заставляют думать о воспалительном происхождении изменений пястно-фаланговых и запястных суставов. Ярко-красный редис в руках и настолько же яркие вкрапления рисунка ткани одежды лишь подчеркивают желание художника обратить наше внимание на эти детали женского образа. Важно, что данные пропедевтические признаки особенностей суставного синдрома отображают типичную локализацию частого соединения остеоартроза и подагрического артрита у женщин пожилого и старческого возраста.
Михаил Златковский. «В баре. Специальный приз». Тебриз. Иран, 2003
О. Жилин. «Что наша жизнь? Подагра!» Рисунок, 2007
XXI в. «Али и Нино» («Мужчина и женщина») — удивительная, всемирно известная скульптурная композиция в Батуми. Авангардный движущийся памятник, получивший признание искусствоведов в галереях Европы и США, олицетворяет вечный круговорот и равенство отношений между мужчиной и женщиной…
Выбор интегративного художественного образа для данного издания, несущего специальную и общеобразовательную функцию не только для медицинской профессиональной аудитории, но и для заинтересованного и просто любознательного читателя, сделан не случайно. Он, по мнению авторов, символизирует актуальность и сущность проблемы, тенденции динамики здоровья человечества в XXI в. (в оттенках вечерней «настораживающей», «предупреждающей» и по воле человека, меняющейся подсветки)…
Полет творческой мысли художника, скульптора открывает зрителю безграничные возможности рождения новых идей, а не только фантазий… Совершенство технического воплощения… Всепроникающая мысль познания духовной и телесной сущности человеческого «Я»… Новых возможностей понимания проблем человечества и их решений…