Оценка психического здоровья включает комплексный подход: наблюдение за поведением пациента, изучение его медицинской истории, а также сбор информации от близких пациента. Также важны данные, полученные с помощью дополнительных диагностических методов. В процессе оценки особое внимание уделяется:
- определению риска самоповреждения или агрессии, направленной как на самого пациента, так и на окружающих;
- выявлению психопатологических симптомов и синдромов;
- анализу связи между психическими расстройствами и физическим здоровьем, влиянием лекарственных средств, последствиями отравлений и абстинентными явлениями.
В процессе лечения может возникнуть необходимость в терапевтическом воздействии, сопровождающемся мерами для обеспечения безопасности как самого пациента, так и окружающих. Это может включать использование методов физического ограничения.
Основная цель экстренного психиатрического обследования — определить причины, побудившие конкретного пациента с его уникальным психологическим профилем, личностными особенностями и текущими жизненными обстоятельствами обратиться за помощью в данный момент. Особое внимание уделяется анализу ключевых симптомов, о которых сообщает пациент и которые наблюдает врач, а также выявлению триггеров, которые могут включать психологические, социальные, межличностные, физиологические факторы, а также воздействие психоактивных веществ.
Пределы основной оценки психического состояния
При диагностике пациентов с острыми проявлениями психических нарушений первоочередной задачей является анализ состояния сознания. Это важно, так как изменения сознания, как количественные, так и качественные, часто связаны с физическими причинами: инфекциями, нарушением кислотно-щелочного и водно-электролитного баланса, отравлениями, симптомами абстиненции.
- Состояние сознания оценивается следующим образом:
- количественные изменения: реакция на стимулы;
- качественные изменения: ориентация в пространстве и времени (осведомленность пациента о себе, его местоположении и времени).
- Общее состояние и поведение пациента: анализируются психомоторное состояние и функции волевой сферы, наличие возбуждения, ступора, стереотипий, навязчивых или импульсивных действий.
- Отношение к своему психическому состоянию: оценивается критичность пациента и его готовность к сотрудничеству с лечащим врачом.
- Анализ эмоционального состояния пациента включает оценку следующих аспектов:
- наличие чувства тревоги, страха, беспокойства, напряжения;
- изменения настроения, охватывающие спектр от легкой грусти до клинической депрессии, от эйфории до маниакальных состояний, а также смешанные состояния, проявляющие одновременно депрессивные и маниакальные симптомы, а также переживания гнева, злости или апатии;
- соответствие эмоций ситуации, адекватность эмоциональных реакций.
- Оценка мышления включает:
- анализ формы мышления, включая ускорение или замедление мыслительных процессов, фиксацию на мелочах, заторможенность мышления, рассеянность или фрагментацию мысли, повторение одних и тех же мыслей (персеверации);
- изучение содержания мышления, в том числе наличие маниакальных идей, навязчивых мыслей.
- Восприятие:
- анализ наличия галлюцинаций (ощущение несуществующих объектов) и иллюзий (искаженное восприятие реальных объектов).
- Оценка высших когнитивных функций:
- анализ памяти, концентрации внимания, способности к адекватной оценке реальности, к абстрактному мышлению и самосознанию (саморефлексии), а также контроля над собственными инстинктами, включая агрессивные и сексуальные импульсы.
- Завершающим этапом оценки психического состояния является подтверждение или исключение наличия психопатологических расстройств. При этом следует учитывать, что информация, полученная от пациентов с такими расстройствами, может быть искажена из-за нарушений восприятия реальности и самоидентификации. Дополнительные сведения можно получить от окружающих пациента. В случае проявления возбуждения и агрессии подход к лечению будет отличаться от стандартного. Основные психотические симптомы включают:
- галлюцинации — наличие убеждений о восприятии несуществующих объектов;
- бредовые идеи, бред (нарушение мышления) — представляют собой нелогичные убеждения, возникающие из-за психических нарушений и не поддающиеся коррекции с помощью новых знаний или объяснений до тех пор, пока сохраняется основное психическое состояние. Бредовые идеи классифицируются по содержанию: преследования, ревности, гипохондрии, греха и вины, унижения, недостаточности, обнищания и небытия (нигилизм), величия, отношений, воздействия и контроля;
- склонность к бредовому мышлению — это предрасположенность к формированию бредовых убеждений;
- бредовая интерпретация реальности — это искаженное восприятие реальных событий, при котором они приобретают бредовое значение;
- разрыв в мышлении — это нарушение логической последовательности в разговоре, когда между длинными фрагментами речи или предложениями отсутствует связь.
Симптомы кататонии включают:
а) гипокинетический тип — нарушение координации движений, проявляющееся в замедлении или полной неподвижности;
б) гиперкинетический тип — хаотичное психомоторное возбуждение.