Дизартрия — это группа нейромоторных расстройств, характеризующихся нарушениями скорости, силы, точности, диапазона, тона или продолжительности речи, приводящими к снижению разборчивости речи. Содержание разговорной речи остается нетронутым, поэтому пациент может писать и понимать устную и письменную речь. Дизартрия — двигательное расстройство речи, отмечаемое при многих неврологических причинах.
Анартрия — это тяжелая форма, при которой происходит полная утрата двигательной речевой способности.
Речь представляет собой сложное нервно-мышечное явление, достигаемое за счет координации 5 подсистем: дыхания, фонации, резонанса, артикуляции и просодии. Мышечная дисфункция, затрагивающая любую из этих подсистем, приводит к ухудшению слышимости, естественности, разборчивости и эффективности общения. Дизартрия серьезно влияет на больного и его семью, поскольку общение неразрывно связано с выражением личности и социальных отношений. Вследствие того, что функционирование мышц перекрывается, у пациентов с дизартрией часто возникают трудности с приемом пищи / питьем и глотанием.
Различные неврологические расстройства могут стать причиной дизартрии. Патология может развиться в результате нарушений в различных участках нервной оси, включая кору головного мозга, базальные ганглии, мозжечок, ядра черепных или периферических нервов, а также в результате первичных двигательных нарушений языка, гортани и глотки (таблица).
Тип | Причины |
Вялая | Бульбарный паралич — нарушения нижних мотонейронов (lower motoneuron — LMN) или черепных нервов, иннервирующих мышцы, участвующие в процессе речи (черепные нервы V, VII, IX, XI и XII). |
Спастическая | Псевдобульбарный паралич (псевдобульбарная дизартрия) — поражения верхнего мотонейрона, такие как ишемические инсульты и первичный боковой склероз. |
Гипокинетическая | Болезнь Паркинсона — поражается экстрапирамидная система. |
Гиперкинетическая | Болезнь Гентингтона, синдром Жиль де ля Туретта. |
Атаксическая | Инсульты мозжечка, опухоли или дегенеративные заболевания, такие как атаксия Фридрейха. |
Смешанная | Тяжелая черепно-мозговая травма (ЧМТ), рассеянный и боковой амиотрофический склероз (БАС), болезнь Вильсона — Коновалова. |
Причины дизартрии:
Так, например, нарушение артикуляции может развиваться при центральных и периферических парезах и параличах мышц, принимающих участие в речевом акте, — мышцах языка, мягкого неба, голосовых складок, мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти.
Помимо неврологических причин, трудности с артикуляцией также вызывают расщелина губы или неба и опухоли гортани. Однако это состояние не называется дизартрией, если оно вызвано не неврологическими причинами.
Фонация — результат сужения голосовой щели и напряжения голосовых связок, обеспечивающих звучность голоса. Парез мышц, отвечающих за подвижность голосовых связок приводит к афонии — утрате звучности голоса.
Речевой акт осуществляется на выдохе. Соответственно количественные и временные характеристики выдоха также влияют на особенности речи.
Приблизительно у 90% всех лиц с болезнью Паркинсона во время ее течения развивается дизартрия. У пациентов с БАС дизартрия может предшествовать слабости конечностей примерно на 3–5 лет; дизартрию выявляют у около 70% всех больных БАС со слабостью конечностей.
По данным одного исследования, у 28% всех пациентов с инсультом фиксировались и афазия, и дизартрия, а у 24% — только дизартрия. У лиц с ЧМТ дизартрия выявляется в диапазоне от 10 до 60% всех случаев.
У детей с нервно-мышечными заболеваниями дизартрию выявляют в около 30% всех случаев.
Дизартрия является частым симптомом при детском церебральном параличе. Эту патологию при детском церебральном параличе (ДЦП) диагностируют в 60–85% всех случаев.
Двигательный контроль речи происходит на нескольких уровнях. Ядра черепных нервов получают корковую иннервацию через кортикобульбарный тракт. Все остальные черепные нервы иннервируются с двух сторон, за исключением нижней части лица, которая получает контралатеральную иннервацию. Лицевой нерв заканчивается 5 ветвями; ветви, которые участвуют в работе речевых мышц, — это щечные, нижнечелюстные и, в некоторой степени, шейные. Языкоглоточный нерв (IX) через шилоглоточный нерв иннервирует шилоглоточную мышцу и через глоточные ветви иннервирует мышцы глотки.
Через глоточные ветви блуждающий нерв иннервирует глоточные мышцы, которые поднимают небо и вызывают сужение глотки. Языкоглоточный нерв обеспечивает сенсорное снабжение шилоглоточной мышцы, которая поднимает глотку во время речи. Перстнещитовидная мышца, иннервируемая верхней гортанной ветвью блуждающего нерва, является главным тензором голосовых связок. Возвратный гортанный нерв разделяет голосовые связки и открывает голосовую щель через задние перстнечерпаловидные кости, закрывает голосовую щель через латеральные перстнечерпаловидные кости и расслабляет голосовые связки через голосовые мышцы. Наиболее частыми причинами поражения возвратного гортанного нерва являются случайное повреждение при выполнении оперативных вмешательств, огнестрельные и ножевые ранения, опухолевые процессы и вирусные инфекции.
Ядра подъязычного нерва, берущие начало в продолговатом мозге, формируют двигательные ветви языка, иннервируя внутренние и внешние мышцы (кроме небноязычных).
Надподъязычные мышцы: они влияют на движения языка, изменяя положение подъязычной кости:
В нервно-мышечном соединении ацетилхолин, вырабатываемый в пресинаптическом нервном окончании, связывается с рецепторами, в конечном итоге создавая потенциал концевой пластинки, достаточно сильный для распространения потенциала действия по поверхности мембраны скелетных мышц, что приводит к сокращению мышц. При миастении различные аутоантитела прерывают эти процессы, что приводит к развитию дизартрии и других симптомов.
Артикуляцию обеспечивают губы, зубы, щеки, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Нарушения артикуляции могут развиваться вследствие:
Нарушения просодии (нарушение ритма, темпа речи, ударений и интонации) могут быть связанными с атактической, правополушарной апросодической или гипокинетической дизартрией. У пациентов с просодией могут также отмечаться трудности в восприятии темповых и интонационных особенностей речи, ударений в речи окружающих.
Множественные неврологические состояния вызывают дизартрию, поэтому естественное течение и клинические особенности могут различаться. Манифестация может быть острой у лиц с острым ишемическим инсультом, тогда как при нейродегенеративных заболеваниях, таких как БАС, она может быть отсроченной и дизартрия развивается постепенно.
В зависимости от типа дизартрии по классификации клиники Мейо выделяют ряд ее клинических особенностей:
Как разговаривают дети с дизартрией зависит от ее типа и степени тяжести.
Как определить степень тяжести дизартрии? Для определения выраженности нарушения необходимо обратиться к неврологу. Также показана обязательная консультация логопеда.
Дизартрию называют хронической, если она персистирует более 5 лет. Дизартрия считается стабильной у больных с непрогрессирующей этиологией.
Тщательный сбор анамнеза и детальное физикальное обследование имеют решающее значение в оценке пациентов с дизартрией.
Комплексная первоначальная оценка речи включает в себя:
При объективной оценке речи используется как оценка спонтанной речи, так и проводится оценка речи в процессе специализированного тестирования.
Постоянная оценка речи помогает производить мониторинг работы всех речевых подгрупп. Эта оценка дает представление о дефиците и служит инструментом сравнения. Пациенту предлагают прочитать отрывок текста.
Проводится исследование отдельных элементов речевой системы.
Дизартрия стертой формы может быть малозаметной и выявляться только специалистом.
Для оценки артикуляции пациенту предлагается сказать последовательно отдельные слоги «паф», «тах», «ках». Затем для выявления дисдиадохокинеза пациента просят последовательно быстро произнести эти три слога.
Для оценки фонации больному предлагают произнести звук «а» как можно чище и дольше, затем предлагается произносить звуки «и», «с» и «з». При наличии отклонений пациенту показана консультация оториноларинголога и ларингоскопия.
Тест оценки дыхательной поддержки («тест с пузырьками») дает общую оценку способности создавать давление при воспроизведении речи. Больной должен дуть в наполненный водой стакан, закрепив соломинку на определенной глубине внутри стакана. Если пациент может поддерживать поток пузырьков в течение 5 с, поддержки дыхания достаточно для большинства речевых целей. Тест считается действительным, если больной сохраняет небно-глоточное закрытие и плотное прилегание губ вокруг соломинки.
Важно оценить слух на шепотную речь с обеих сторон.
Также важно оценить наличие связанных с дизартрией неврологических жалоб, таких как тремор, дисфагия и нестабильность походки, а также злоупотребление алкоголем, кокаином и анамнез воздействия токсинов, которые могут послужить ключом к установлению диагноза.
Большинству пациентов показаны методы нейровизуализации, такие как компьютерная томография (КТ) головы и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Пациентам с подозрением на нервно-мышечные нарушения показаны электромиография (ЭМГ) и исследование нервной проводимости.
Также показаны общий и биохимический анализы крови.
Определение уровня электролитов в плазме крови (возможен гипокалиемический периодический паралич, нарушения нервно-мышечной передачи при гипермагниемии).
При соответствующем анамнезе проводят скрининг мочи на наркотики.
При подозрении на респираторную патологию показана оценка функции легких (спирография).
Цель терапии — облегчить восстановление общения, помочь больным в разработке стратегий компенсации коммуникативных расстройств, а также консультировать и обучать людей в окружении пациента ассистивной коммуникативной поддержке, чтобы облегчить общение, удовлетворение желаний и потребностей больного и снизить изоляцию.
При разработке плана лечения важно учитывать причину, степень тяжести дизартрии и сопутствующие заболевания.
Основные принципы терапии — сотрудничество невролога, логопеда и индивидуальный подход к пациенту.
Логопедические упражнения при дизартрии, речевая реабилитация значительно улучшают речь у взрослых с дизартрией, связанной с инсультом.
Голосовое лечение Ли Сильвермана (Lee Silverman Voice Treatment) эффективно при гипокинетической дизартрии у лиц с болезнью Паркинсона.
Выделяют следующие виды терапии:
Артикуляцию можно улучшить, повышая громкость, делая паузы, усиливая артикуляцию и изменяя высоту звука. Тренировка силы дыхательных мышц поддерживает дыхание, обеспечивая достижение целевого дыхания.
Выявлено, что методы поведенческого общения, такие как биологическая обратная связь, улучшают разборчивость. У пациентов, перенесших инсульт, методы биологической обратной связи повышают громкость, снижают скорость и улучшают разборчивость речи.
Уделять внимание говорящему, говорить в тихом месте с хорошим освещением, повторять непонятые фразы и разъяснять неясные высказывания, задавая вопросы типа «да» или «нет», — вот некоторые ценные стратегии для лиц, осуществляющих уход. Пациентам следует начать с одного слова или фразы, прежде чем переходить к завершению предложений. Медленная речь с частыми паузами помогает обеспечить понимание. При усталости и разочаровании дизартрия обостряется. При необходимости использование альтернативных методов связи оправдано. Информирование слушателя о дизартрии улучшает понимание этого состояния.
Медикаментозная терапия должна быть направлена на основную неврологическую причину, то есть для эффективного лечения важно установить, в чем заключается причина дизартрии.
Ларингопластика может быть показана, если охриплость голоса связана с рецидивирующим параличом гортанного нерва и ее выраженность не увеличивается при консервативной терапии.
Небный лифтинг улучшает резонанс за счет хирургического подъема слабого неба.
Прогноз дизартрии зависит от причины. Постинсультная дизартрия излечивается у около 50% всех больных, в то же время при нейродегенеративных заболеваниях характерно прогрессирование дизартрии.
Дифференциальный диагноз дизартрии включает афазию, апраксию речи и афемию.
Апраксия в целом представляет собой нарушение выученной двигательной задачи. Пациентам нужна помощь в начале речевоспроизведения и переходе между звуками; они говорят методом проб и ошибок, и их ошибки непоследовательны. Когда больных просят точно повторить фразу, особенно многосложное слово (например «телевидение»), при каждой попытке отмечаются разные ошибки. Изолированная апраксия речи диагностируется редко, обычная апраксия отмечается при афазии. Нейровизуализация может выявить поражения доминантной островковой доли и зоны Брока.
Афазия — нарушение речи вследствие дефектов функций коры больших полушарий головного мозга при органических поражениях соответствующих корковых полей. Могут быть нарушены понимание языка или его воспроизведение. Пациенты также испытывают трудности с письмом и чтением.
Афемия — двигательное расстройство речи, приводящее к почти полной немоте. Пациенты нормально понимают речь, читают и пишут.
В отличии от дизартрии алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых центров во внутриутробный период или у детей раннего возраста.
Затруднения с речью могут оказать существенное влияние на психосоциальную жизнь пациента. Сообщают о стигматизации, изменении самоидентификации, социальных и эмоциональных нарушениях из-за постинсультной дизартрии. У детей поведенческие проблемы и отсутствие доступа к образованию могут привести к снижению возможностей трудоустройства в будущем.
Возможно развитие депрессивных расстройств у больных дизартрией.